Главная - Другое - Знание закона 115 фз

Знание закона 115 фз

Знание закона 115 фз

Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”


» Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ Категория Субъекты Физические лица Российские граждане.

Иностранные граждане. Лица без гражданства. Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации. Участники рынка ценных бумаг. Страховые компании. Федеральная почтовая связь. Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них. Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.

Устроители лотерей, тотализаторов и т.д. Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.

Занимающиеся операциями с недвижимостью. Потребительские кооперативы. Микрофинансовые организации.

Операторы связи и т.д. Иностранные структуры.

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения.

Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям.

Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки. Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю Сумма Суть операции ≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.

Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.

Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.

Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные. Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.

Обмен банкнот одного достоинства на другое. Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности. Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.

Операции по счетам и вкладам.

Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).

Поставки по оборонному заказу. ≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью. ≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.

≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.

Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности. Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

  1. Хранение информации.
  2. Обновление полученной ранее информации.
  3. Блокирование денежных средств и другого имущества.
  4. Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  5. Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  6. Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии. Таблица 3. Критерии идентификации Обязанность Субъект Информация Идентификация клиента Физическое лицо

  1. Дата рождения.
  2. Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  3. ИНН (при наличии).
  4. Фамилия, имя, отчество.
  5. Гражданство.
  6. Адрес места регистрации или пребывания.

Юридическое лицо

  1. ИНН или код иностранной организации.
  2. Адрес регистрации.
  3. ОГРН.
  4. Информация о бенефициарных владельцах.
  5. Наименование.
  6. Организационно-правовая форма.

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней. Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  1. Вид операции.
  2. Сумма.
  3. Дата операции.
  4. Причины для ее совершения.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ. Финансовые организации обязаны и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов.

Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца. Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  1. Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
  2. Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  3. Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации.

Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств. Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд.

Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии.

Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами. В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ. Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Самой распространенной причиной запроса расчетного счета служит взыскание долга с фирмы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Самой распространенной причиной запроса расчетного счета служит взыскание долга с фирмы.

Также данные требуются Сегодня вы узнаете, как оформить запрос в налоговую об открытых счетах, что в нем В российском законодательстве отсутствует обязательное требование к открытию расчетного счета для предпринимателей, но если

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 25 июля 2002 года N 115-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАНВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПринятГосударственной Думой21 июня 2002 года ОдобренСоветом Федерации10 июля 2002 годаСписок изменяющих документов(в ред.

Федеральных законов от 30.06.2003 ,от 11.11.2003 , от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 ,от 18.07.2006 (ред. 06.01.2007), от 18.07.2006 ,от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 01.12.2007 , от 04.12.2007 ,от 06.05.2008 , от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2009 ,от 03.06.2009 , от 28.06.2009 , от 27.12.2009 ,от 19.05.2010 , от 23.07.2010 , от 27.07.2010 ,от 28.09.2010 , от 23.12.2010 , от 28.12.2010 ,от 29.12.2010 , от 20.03.2011 , от 21.04.2011 ,от 21.04.2011 , от 01.07.2011 , от 18.07.2011 ,от 16.11.2011 , от 30.11.2011 , от 03.12.2011 ,от 06.12.2011 , от 06.12.2011 , от 28.07.2012 ,от 12.11.2012 N 185-ФЗ, от 12.11.2012 , от 03.12.2012 ,от 30.12.2012 , от 30.12.2012 , от 07.05.2013 ,от 07.05.2013 , от 07.06.2013 , от 02.07.2013 ,от 02.07.2013 , от 02.07.2013 N 185-ФЗ,от 23.07.2013 (ред. 28.12.2013), от 23.07.2013 ,от 23.07.2013 , от 23.07.2013 , от 23.07.2013 ,от 28.12.2013 , от 28.12.2013 , от 28.12.2013 ,от 28.12.2013 , от 28.12.2013 , от 20.04.2014 ,от 20.04.2014 , от 20.04.2014 (ред.

23.06.2014),от 05.05.2014 , от 05.05.2014 , от 23.06.2014 ,от 21.07.2014 , от 21.07.2014 , от 24.11.2014 ,от 29.11.2014 , от 01.12.2014 , от 22.12.2014 ,от 31.12.2014 , от 31.12.2014 , от 08.03.2015 ,от 06.04.2015 , от 23.05.2015 , от 29.06.2015 ,от 29.06.2015 , от 29.06.2015 , от 13.07.2015 ,от 13.07.2015 , от 28.11.2015 , от 30.12.2015 ,от 30.12.2015 , от 30.12.2015 , от 01.05.2016 ,от 03.07.2016 , от 07.03.2017 , от 17.04.2017 ,от 07.06.2017 , от 29.07.2017 , от 29.07.2017 ,от 05.12.2017 , от 31.12.2017 , от 31.12.2017 ,от 27.06.2018 , от 19.07.2018 , от 19.07.2018 ,от 27.12.2018 , от 27.12.2018 , от 01.05.2019 ,от 06.06.2019 , от 17.06.2019 , от 17.06.2019 ,от 26.07.2019 , от 02.08.2019 , от 27.12.2019 ,от 06.02.2021 , от 01.03.2021 , от 07.04.2021 ,от 24.04.2021 , от 31.07.2021 , от 31.07.2021 ,от 15.10.2021 , от 24.02.2021 )(см. изменений данного документа) Открыть полный текст документа

​​Закон о противодействии легализации отмыванию доходов

30.04.20197 августа 2011 года на территории России вступил в законную силу Федеральный Закон № -ФЗ, задача которого — урегулирование правоотношений в сфере осуществления финансовых операций.

Положения нормативного акта касаются всех коммерческих сделок, в рамках которых зафиксированы обороты крупных сумм.

Цель повышенного государственного внимания — противодействие «отмыванию», легализации доходов. Необходимость кодификации отдельного закона обусловлена тем, что юридические лица могут участвовать в обороте денег, приобретенных незаконным путем, сами того не зная.

Поэтому содержание Закона № -ФЗ направлено также на защиту интересов физических и юридических лиц, невольно ставших участниками противоправных операций.Содержание законодательного акта ниже.Номер главы ФЗ № «О противодействии легализации»Основные положения раздела1Содержит общие положения, то есть определяет, по каким направлениям действуют контролирующие органы. Дополнительно это разделе нашли свое отражение следующие положения:

  1. определение целей Федерального Закона № -ФЗ (безопасность населения, противодействие терроризму)
  2. субъекты, работа которых контролируется;
  3. основные понятия;

2Фиксация списка лиц, а также организаций, уполномоченных осуществлять контроль этой сфере. Предусмотрены:

  1. основные направления деятельности
  2. применяемые меры воздействия на нарушителей;
  3. права и обязанности участников правоотношений;

3Описывает порядок ведения работы контролирующих организаций уже после того, как преступление совершено.

Деятельность направлена на дальнейшее прекращение противоправного деяния, воздействие на виновных лиц, а также способы защиты нарушенных интересов населения4Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией прибыли, полученной незаконным путем5Это завершающий раздел, который указывает на обязанность компетентных организаций в полной мере выполнять возложенные функции. Указана ответственность должностных организаций, игнорирующий требования законодательства, а также не исполняющих вверенные обязанности в полной мере

Каждая статья Закона о противодействии легализации незаконных доходов несет свою смысловую и юридическую важность. Но к списку ключевых моментов можно отнести следующие:

  1. нормативный акт действует по всей территории России, а также распространяется на российские организации, действующие за пределами РФ;
  2. субъектами правоотношений выступают не только частные и государственные организации, но также отдельные физические лица и ИП;
  3. неоднократно за время действия документа, в него вносились правки и, сейчас есть ряд изменений, вступление которых в законную силу ожидается;
  4. на основании ФЗ подписано несколько международных договоров, направленных на установление сотрудничества с другими странами.

Положения закона № -ФЗ об отмывании доходов направлены на предупреждение терроризма, как основной угрозе безопасности и жизни населения, поэтому и применяемые меры носят кардинальный характер.Так, статьи нормативного акта распространяются на всех физических лиц, пребывающих на территории России и действующих за ее пределами (граждане, резиденты, нерезиденты, иностранцы, апатриды).Что касается юридических лиц, то действие ФЗ «О противодействии легализации» направлено на следующие категории организаций:

  1. кооперативы, предоставляющие платные услуги;
  2. ломбарды;
  3. кредиторы;
  4. фирмы, действующие в сфере недвижимости.
  5. Федеральная почта;
  6. операторы связи;
  7. страховые;
  8. участники рынка оборота драгоценных металлов;
  9. работники в сфере микрозаймов;

В целом, это каждая организация или индивидуальный предприниматель, трудовой бюджет которого располагает большими суммами.Законодательством установлено несколько направлений, по которым трудятся компетентные лица и организации.

Спектр мероприятий может быть направлен на предотвращение нарушений, прекращений уже начавшихся преступных деяний, на устранение последствий, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

Положениями Федерального Закона -ФЗ «О противодействии легализации незаконных доходов», установлены единые критерии для определения, какие коммерческие операции подлежат обязательной проверке.Они делятся на группы, в зависимости от оборота денежных средств.

Так, необходимо выделять следующие категории подконтрольных финансовых операций:

  • Сделки, в которых задействованы деньги в сумме 100-600 тысяч рублей. Касается только получения или перевода денег при сотрудничестве с международными организациями или при кооперировании с иностранными гражданами;
  • В пределах 3 миллионов — только в отношении сделок с недвижимой собственностью;
  • Оборот средств равен или превышает 600 000 рублей. В этот список относятся операции с наличными, оборот в сфере продажи/покупки ценных бумаг, обмен валют, обналичивание чеков, полученных от нерезидентов страны;
  • Если же денежный оборот достигает 10 000 000 рублей, то компетентные организации будут контролировать все операции, имеющие стратегическое значение.

Внимание! Дополнительно установлено, что если человек подозревается в экстремистской деятельности, то его финансовые операции будут проверяться и контролироваться независимо от суммы.

Глава 2 Федерального закона № от 2001 года содержит перечень обязательств, возложенных на участников правоотношений с использованием денежных средств — организаций, ИП, физических лиц. Лицо, допустившее сотрудничество с нечестным человеком, может столкнуться с блокировкой личных счетов и ограничением коммерческой деятельности.Перечень главных обязательств включает следующие аспекты:

  1. своевременная обработка данных для передачи ее на хранение;
  2. обновление сведений с фиксированной периодичностью;
  3. блокирование финансовых счетов потенциальных нарушителей.
  4. передача данных в Росфинмониторинг;
  5. контроль участников, чьи счета уже заморожены;
  6. гарантия сохранности информации;
  7. сбор информации, соответствующей заявленным критериям;

Коммерческие и государственные организации обязаны самостоятельно проверять участников, обращающихся к ним для участия в сделках — идентифицировать.

Это снижает риск участия нечестных субъектов, а также лиц, желающих легализовать доход, полученный незаконным способом.Обязательные элементы установления личности физического лица:

  1. адрес проживания/временной регистрации.
  2. данные паспорта;
  3. фамилия, имя, отчество;
  4. день рождения;
  5. единый код налогоплательщика;
  6. подданство/гражданство;

В случае с юридическими лицами потребуется уточнение названия и адреса расположения фирмы, ИНН и формы собственности (ООО, ООТ, АТ), информация о текущих владельцах.Законодательством установлены следующие сроки проверки имеющейся информации о бенефициариях:

  1. 3 года — периодичность проверки вкладчиков НПФ (негосударственными пенсионными фондами).
  2. неделя — при возникновении сомнений в актуальности полученных данных;
  3. год — общий период, установленный для всех организаций;

Выше представлен список операций, подлежащих неукоснительному контролю. Физическое/юридическое лицо, принявшее участие в подконтрольной денежной операции, обязано на протяжении трех календарных дней передать сведения о сделке в контролирующую организацию — Росфинмониторинг. Доклад должен содержать сведения о дате и причинах операции, виде и сумме переведенных/полученных денег.

Осуществляется по следующим принципам:

  1. блокировка денежных счетов — мгновенно, но не позже суток.
  2. раз в три месяца проводится проверка участников сделок;
  3. оценка деятельности субъекта и рисков внесения в список подозрительных личностей;
  4. внесение информации об участнике в перечень экстремистов;

Пять лет — обязательный срок хранения документации о денежных правоотношениях с бенефициариями.

Термин начинает идти с момента прекращения всех сделок и сотрудничества.Организация с целью защиты от участия в незаконных операциях может отказать в проведении сделки бессрочно или на пять суток (для осуществления целевой проверки). Допускается расторжение составленного соглашения, если дважды за 12 месяцев в сделках было отказано по причине недоверия.

Блокировка денежных счетов участника — крайняя мера, допускаемая при возникновении обоснованных подозрений на участие человека в экстремистских и подозрительных операциях.Осуществляется с учетом таких правил:

  1. человек, в отношении которого установлены ограничения, имеет право на обжалование принятого решения в судебном порядке;
  2. человек, чьи денежные активы были блокированы, претендует на получение ежемесячного социального пособия в сумме до 10 000 рублей.
  3. информация о заморозке счета сразу отображается на сайте Росфинмониторинга;

Несоблюдение ФЗ «О противодействии легализации доходов» ведет к применению юридических санкций.

А именно:

  1. ГК России применим в вопросах удержания денег для погашения причиненного материального вреда.
  2. статьи Уголовного кодекса используются, если в деянии участника есть признаки преступления;
  3. в зависимости от сути нарушения, может применяться статья КоАП РФ (административная ответственность);

Крайняя мера — отзыв ранее предоставленной лицензии на занятие определенной деятельностью.

18 марта 2021 года в содержание Федерального Закона № -ФЗ (об отмывании нелегальных доходов) были внесены последние изменения.Правки коснулись всех разделов закона, расширив список обязанностей участников, а также установив дополнительные меры контроля.

Информация в статье представлена с учетом принятых изменений.Контроль финансовых операций — один из основных методов защиты населения от терроризма и экстремистских проявлений. Также это механизм защиты системы налогообложения от неправомерного удержания денег со стороны участников правоотношений.Поделиться с друзьями:

115-ФЗ: что нужно знать бухгалтерам и юристам про личный кабинет в Росфинмониторинге

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк В связи с последними изменениями в законодательство и рекомендациями Росфинмониторинга, я решила написать чек-лист для юристов, бухгалтеров и так называемых «иных лиц» по 115-ФЗ.

К «иным лицам» 115-ФЗ ( «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») относятся адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, если они готовят или осуществляет от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  1. управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  2. сделки с недвижимым имуществом;
  3. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
  4. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  5. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

Для аудиторов, агентов недвижимости, финансовых компаний, операторов связи и других субъектов, указанных в 115-ФЗ действуют другие нормативные требования.

115-ФЗ регулирует физических и юридических лиц, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с ПОД/ФТ/ФРОМУ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), создан на основе 40 Рекомендаций ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Без соответствия рекомендациям страна попадает в «черный список ФАТФ», следствием которого являются санкции. Для того чтобы снять с себя ограничения, был разработан указанный 115-ФЗ для субъектов первичного контроля для ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также иных лиц, деятельность которая связана с денежными средствами и иным имуществом. Изменения в законодательстве в 2018 г.

связаны с проверкой ФАТФ, которая прошла в марте 2021 г., а также несоблюдением ряда рекомендаций Россией (четвертый ряд оценок ФАТФ), поэтому было выпущено множество писем, информационных сообщений и рекомендаций Росфинмониторинга, внесены изменения в сам 115-ФЗ и в связанные с ним нормативные акты. Если кратко, то чеклист состоит из трех пунктов:

  • Риск-оценка (соблюдение требований Росфинмониторинга).
  • Личный кабинет (регистрация, проверка, работа с личным кабинетом).
  • Внутренние документы (наличие и соблюдение документов по внутреннему контролю).

Шаг первый. Регистрация в Личном кабинете.

Возможно два варианта регистрации личного кабинета: с использованием электронной подписи и без наличия таковой. В первом случае порядок достаточно простой: заполняется информация на организацию, подписывается электронным ключом и далее отправляется заявка.

Если у вас отсутствует электронная подпись, то нужно заполнить на сайте заявку, подписать, поставить печать и отправить Почтой России по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1. Дополнительно необходимо предоставить протокол/решение на подписанта. Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Особое внимание необходимо обратить на электронную почту, так как именно туда придет логин-пароль для входа в личный кабинет.

Основные обязанности перечислены в статье 7.1 115-ФЗ, но нужно помнить про другие нормативные акты:

«Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

; «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»; «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»; «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№ 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

; а также инструкции и разъяснения Росфинмониторинга.Шаг второй. Соблюдение требований 115-ФЗ, внутренние документы для внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  • конкретными, то есть с поименованием должностей из штатного расписания (при их наличии).
  • выполнимыми в конкретном обществе (или у ИП);
  • Написание правил внутреннего контроля (ПВК). Требования к правилам носят общий характер для всех субъектов 115-ФЗ, но они должны быть:

При формальном соблюдении требований законодательства при написании ПВК штрафа не будет, но могут написать замечание в акте проверки. В правила обязательно включаются все программы, указанные в Постановлении № 667: идентификации, изучение клиента, выявление операций и другие.

2. Назначение специального должностного лица (СДЛ) (ответственного сотрудника).

Ответственным сотрудником может быть любое физическое лицо, соответствующее требованиям:

  1. Обучение СДЛа.
  2. отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.
  3. прохождение обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ,

Лицо, планирующее осуществлять функции ответственного сотрудника, обязано пройти целевой инструктаж единожды до начала осуществления функций.

Целевой инструктаж проходят один раз в жизни. По итогам обучения выдается документ (акт, свидетельство, иной) подтверждающий участие СДЛа в мероприятии. Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
Повышение уровня знаний (инструктаж) проводится не реже одного раза в три года.Идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.

Идентификация – мероприятия по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем (например, ЕСИА). Таковыми сведениями являются (перечислены лишь некоторые из них!):

  1. в отношении иностранной структуры без образования юридического лица — наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии) и другие.
  2. в отношении юридических лиц — наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер (ИНН) налогоплательщика и другие;
  3. в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, и другие. Отдельные повышенные требования предъявляются к идентификации публичных должностных лиц;

Также необходимо обеспечить хранение сообщений, анкет, заявлений и иных документов в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Фиксирование информации. Основаниями документального фиксирования информации являются:

  1. несоответствие сделки целям деятельности организации, указанными в учредительных документах;
  2. иные обстоятельства, перечисленные в 115-ФЗ.
  3. отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  4. запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

Если есть такие основания, то ответственный сотрудник обязан составить сообщение (форма сообщения устанавливается в правилах, образец есть в приложении к этой статье).Выявление и блокирование операций.

Операции могут быть следующих видов:

  1. Операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 115-ФЗ);

При наличии признаков операций, подлежащих обязательному контролю общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции (сделки).

  1. Операции, содержащие в себе признаки и критерии необычной сделки (в соответствии с приказом №103 Росфинмониторинга);

При наличии указанных критериев, Ответственный сотрудник выносит решение о необходимости отправки сообщения в Росфинмониторинг. При положительном вердикте сделку называют подозрительной.

  1. Операции, признанные подозрительными.

При наличии подозрений (признаков необычной сделки) в легализации, общество (ИП) обязано уведомить об этом Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки). После уведомления Информация о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).

Подготовка, корректировка, отправка ФЭС происходит через Личный кабинет при помощи электронной подписи. При невозможности отправки, возможно направление сообщения Почтой России. При выявлении операций не стоит забывать про запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых вами мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию)/приостановлению/отказе в выполнении распоряжения клиента.

1. Добровольное сотрудничество – оценка активности в личном кабинете.

Это может быть заполнение анкет «Проверь свой риск», опросных листов и иных, ознакомление с типологиями и иной информацией в личном кабинете Росфинмониторинга и другие. Я рекомендую проверять кабинет ежедневно или раз в два дня максимум. Информация по новым перечням и типологиям в обязательном порядке приходит к вам на почту, но появление тестов, писем нужно контролировать самостоятельно.

2. Организация внутреннего контроля – оценка работы Ответственного сотрудника и самой системы в целом. В этом «лепестке» оценивается например отправка отчетов СДЛа или своевременное прикрепление правил. 3. Представление сообщений – оценка направленных сообщений без нарушений.

Это сформированные ФЭС о необычных (подозрительных операций), операций обязательно контроля, сообщения о рисках. Применение мер не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности перед вашими клиентами. 115-ФЗ является негласно приоритетным законом в данном случае.

4. Работа с перечнем – оценка работы с Перечнем экстремистов (террористов). Регулярное скачивание и просмотр перечней и решений, которые отправляет Росфинмониторинг. Чаще всего перечень выходит раз в неделю по четвергам, но бывают и исключения.

Также нужно скачивать решения комиссии о замороженных (периодичность не установлена), Перечень лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения (публикуют раз в год). 5. Устранение нарушений – оценка работы о Общества (ИП) с нарушениями, которые выявлял Росфинмониторинг. 6. Самообучение – оценка прохождения тестов в разделе «Обучение» (срок не установлен, но он должен быть разумным).

При проверке соответствия каждого из секторов присваивается итоговый уровень риска (низкий-зеленый, средний-желтый, высокий-красный). Чем больше зеленых секторов с низким уровнем риска, тем меньше шансов на выездную проверку Росфинмониторинга.

Несоответствие указанным выше требованиям квалифицируется статьей 15.27 КоАП, подробнее на вопросе ответственности, я остановлюсь в следующей статье.

Обсуждения
Громкая музыка днем у соседей что делать

Оглавление:Что делать, если соседи шумят днемЧто делать, если...

Комментариев  0
Як відновити сторінку вконтакті

Оглавление:Восстановление страницы ВКонтакте после взлома,...

Комментариев  0
Куда подавать на алименты если прописана в пензенской области

Оглавление:Алименты как взыскать в селе Бессоновка в 2021 годуКак...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top