Главная - Социальное обеспечение - Реабилитация детей инвалидов в системе социального

Реабилитация детей инвалидов в системе социального

Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Шлогова, Екатерина Валерьевна


Актуальность проблемы. Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной реабилитации, адаптации и интеграции относится к числу важнейших социальных задач во всех развитых странах. Вместе с тем, очевидной остается проблема социального исключения детей-инвалидов, как специфического элемента социальной структуры общества, приобретая особое содержание в России в условиях экономического кризиса, дезинтеграции социальных институтов и социальных систем.

Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей-инвалидов, а с другой — неудовлетворительным функционированием системы их социальной поддержки. В России, как и во всем мире, число детей-инвалидов продолжает расти.1 Продолжающееся ухудшение экологической обстановки, уменьшение медико-социальных возможностей российского общества позволяет предположить, что тенденция к росту детской инвалидности сохранится и в ближайшие годы.

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной политики как в России, так и в других странах мира проблему предупреждения детской инвалидности, создания системы эффективной социальной реабилитации детей-инвалидов. Комплекс своевременных последовательных действий позволяет не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотво Доклад о положении детей в РФ.

2000. — М., 2000. — с. 92. рить заново способность индивидов к полноценной жизни в обществе, сформировать устойчивое отношение к труду, обучению, семье, обществу.

Социальная практика показывает, что без развития системы медицинской, психологической, экономической, педагогической, спортивной, социально-средовой реабилитации невозможно осуществление равных прав инвалидов с другими гражданами. То есть реабилитация представляет собой активную функцию общества по отношению к личности.

Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация различных моделей помощи инвалидам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными возможностями в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.

Проблема социальной реабилитации детей-инвалидов и их семей как элементов социальной структуры имеет социальное, экономическое, политическое и морально-этическое значение. Решение данной проблемы позволит сократить затраты общественного труда на обслуживание детей-инвалидов и повысить производительность труда членов их семей. Интегрированное обучение и воспитание детей-инвалидов вместе со здоровыми удешевит их образование за счет сокращения доли специального обучения и высоко затратного домашнего обучения.

Повышение качества жизни детей-инвалидов, включение их в деятельность, соответствующую возрасту, снизит количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у этой категории детей, что позволит существенно сократить затраты на их лечение. В перспективе социально адаптировные инвалиды юноши и девушки с большей вероятностью смогут получить работу. В России система помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям постепенно переориентируется на учет индивидуальных потребностей ребенка и семьи.

В то же время подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями зачастую остается в основе своей чисто медицинским, что усугубляет социальную депривацию ребенка.

Очевидно, что необходим пересмотр подходов к организации системы социальной помощи детям с учетом всего многообразия аспектов проблемы ограниченных возможностей, ее социокультурного содержания. При этом переход от коррекции дефектов к комплексной реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов затрагивает все уровни жизнедеятельности человека от индивидуального до общегосударственного, в том числе такой аспект, как межведомственное взаимодействие в целях оптимизации процесса оказания услуг. Однако до сих пор государственная система помощи детям с ограниченными возможностями не справляется с огромным числом организационных, материальных и методологических проблем.

Усилия государственных, общественных организаций, других социальных институтов, родителей и специалистов разрозненны, существующая система реабилитации в нашей стране недостаточно эффективна, сама идея социальной интеграции инвалидов не получила должного правового подкрепления. Такая ситуация во многом объясняется тем, что формирование новой социальной политики в отношении людей, имеющих инвалидность, осуществляется с опережением в отношении к социальным предубеждениям относительно инвалидов, которые выступают в данном случае консервативным фактором. Разработка реабилитационных моделей интеграции детей-инвалидов в общество должна осуществляться с учетом особенностей взаимоотношений с социальным окружением.

Степень научной разработанности проблемы.

Долгое время в нашей стране научные исследования, касающиеся жизни людей с ограниченными возможностями и вопросов реабилитации, проводились в русле медицины, психологии и педагогики, в то время как социальные аспекты проблемы анализировались недостаточно.

Такие понятия, как социальная реабилитация, интеграция, толерантность, входят в тезаурус мировой социологии, и начинают также разрабатываться отечественными авторами. Внимание к исследованию вопросов реабилитации детей-инвалидов в России стремительно растет, что обусловлено, с одной стороны, требованиями международной Конвенции о правах ребенка, с другой стороны, хорошие основы для таких исследований были заложены принятием федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», Президентской программы «Дети России» .

Следствием усиления внимания к социальным факторам, определяющим ограничение возможностей, явилась тенденция переосмысления эпистемологической основы изучения проблемы инвалидности. Рассмотрение инвалидности как категории, определяемой не столько 2 Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом / Методические рекомендации.

Рассмотрение инвалидности как категории, определяемой не столько 2 Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом / Методические рекомендации. — Москва-Санкт-Петербург, 1998; Конвенция о правах ребенка.

ООН. Нью-Йорк. 1989; Лильин Е.Т., Доскин В.А.

Детская реабилитология (избранные очерки).

— М., 1999; Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации / Дубна, 5-7 октября 1992; Грачев JI.K. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.

— М., 1992; Основы концепции формирования программы социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Алтайском крае // С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Л.Д.Демина и др.- Барнаул, 1993; Роль семьи в процессе реабилитации детей с особыми потребностями/Материалы Межрегиональной конференции 21 декабря 1999 года. — М., 2000; Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты. — М., 2000; Педагогическая и психологическая абилитация детей с ограниченными возможностями/Под ред.

Саноцкого И.В. — М.1998; Развитие социальной реабилитации в России./Под ред.

Сигиды Е.А., Холостовой Е.И. и др. — М., 2000. и др. диагностическими критериями и необходимостью реабилитации, но особым социальным статусом людей с ограниченными возможностями, составляет социально-политический подход к проблеме, который получил отражение в трудах следующих отечественных и зарубежных ученых: Т.А.Добровольской, С.П.Пешкова, Т.И.Черняевой, Н.Б.Шабалиной, Ю.Г.Элланского, Е.Р.Ярской-Смирновой, С.Barnes, L.Barton, A.Davis, R.T.Enerstverd, V.Finkelstein, A.Gartner, P.Higgins, R.Imrie, T.Joe, M.Oliver, C.Safilios-Rothschild, D.A.Stone, D.Thomas, W.Wolfensberger. Вопросы реабилитации инвалидов в течение всей первой половины XX века рассматривались, прежде всего, с точки зрения медицинской модели инвалидности.

Особенно большой вклад в развитие этой проблематики внесли специалисты ЦИЭТИН (О.С. Андреева, М.М. Кабанов, Д.И. Лаврова, Е.С.

Либман, С.Н. Лузин, Л.Н. Чикинова и другие) и ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) ИЭТИН (А.А.

Дыскин, Т.М. Пылина и другие).

Постепенный переход к осознанию необходимости социальной реабилитации инвалидов и утверждению социальной модели инвалидности был связан с освоением зарубежного опыта социальной поддержки инвалидов и реализации различных технологий социальной деятельности.

Большое значение для отечественных специалистов имел перевод ряда изданий,3 познакомивших российских специалистов не только с теорией, но и с практикой этого важного социального процесса.

Развитие исследований по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями шло параллельно с возникновением и становлением в Российской Федерации социальной работы как особого вида 3 Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., 1991; Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом — Кондуктивная педагогика/ Книга для родителей / Пер.

с англ. — М., 1996;. Е. Сандаль. Социально-психологическая работа над изменением.

/Пер. со швед. — М., 1995 и другие.

профессиональной деятельности и как специфической отрасли социально-реабилитационной практики с инвалидами.

К числу первых публикаций, рассматривавших социальные аспекты реабилитации инвалидов, теоретические и практические аспекты социальной работы, формы социальной защиты и поддержки инвалидов относятся работы Б.Н.Алмазова, С.А.Беличевой, Т.Е. Болыповой, Н.Ф. Дементьевой, И.А.Зимней, Е.Н.

Ким, В.А.Кузнецовой, А.В. Мартыненко, А.И.

Осад-чих, Е.А. Сигиды, Л.П. Храпылиной и других.4 Необходимость пересмотра целей и задач социально-реабилитационной работы, разработки экосистемных оснований реабилитации, переоценки приоритетов социальной политики отражена в работах В.М.Астапова, О.И.Лебединской, Т.И.Черняевой, Б.Ю.Шапиро, Е.Р.Ярской-Смирновой. Вместе с тем следствием новизны подхода к изучению социокультурных оснований реабилитации является малочисленность публикаций по этой тематике. В целом анализ работ, посвященных вопросам интеграции и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, указывает на актуализацию требования учета социокультурных факторов в социально-реабилитационной работе.

Активно развиваются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых ведущее место принадлежит публикациям В.И.Альперович, С.А.Беличевой, Н.И.Вшанова, Л.К.Грачева, С.И.Григорьева, Л.Г.Гусляковой, В.В.Колкова, 4 Большова Т.Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования социальной работы. — Саратов, 1997; Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В.

Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — Тюмень, 1995; Дементьева Н.Ф., Багаева Т.Н., Если ваш ребенок не такой, как другие. Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья/Под ред. О.И. Волжиной. — М., 1997; Исаева Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.
Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями.

— М., 1996; Ким Е.Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями.

М., 1997; Мартыненко А.В. Теоретические и организованно-методические основы медико-социальной работы. — М., 1997; Смирнова Е.Р. Стратификационный анализ инвалидности. / Преодолевая барьеры инвалидности.

Рекомендуем прочесть:  Малоимущим за 2021 год субсидии

М., 1997; Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок — инвалид. / Соц. исследования №1, 1997, Храпылина Л.П.

Основы реабилитации инвалидов.

М., 1996 и др. О.С.Лебединской, А.С.Сорвиной, Е.И.Холостовой, Ю.Б.Шапиро, Н.П.Щукиной и многих других.5 Изучение особенностей социально-экономического статуса семей, имеющих детей-инвалидов, анализ и разработка принципов социальной защиты семей в новых социально-политических условиях представлены в статьях И.П.Катковой, Е.Н.Ким, В.В.Кузнецовой, Н.Б.Лурье, Г.А.Силласте. В работах данных авторов определяются основные принципы и содержание социальной работы с семьями, анализируются потребности и ресурсы семей, разрабатываются рекомендации по формированию сети социальной поддержки и укреплению ресурсной системы семьи. Особое место занимают работы о специфике оказания социальной помощи лицам с ограниченными возможностями, технологиях социальной работы с инвалидами6, изданные Институтом социальной работы.

Вопросам социальной интеграции детей с ограниченными возможностями посвящены работы A.M. Вязьмина, Г.А. Маковецкой, А.В.Мартыненко, Н.Е. Шабалиной, Л.М. Шипициной. Наряду с государственными учреждениями социальной помощи инвалидам активно развивается негосударственный сектор, представленный многими социальными институтами, в деятельности которого 5 Григорьев С.И., Гуслякова ЛГ.

Теории и модели практики социальной работы. — Барнаул, 1994; Гуслякова Л.Г. Введение в теорию социальной работы. — Барнаул, 1995; Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности // Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. -М., 1997; Теория социальной работы / Учебник / Под ред.
Холостовой Е.И. -М., 1997; Теория социальной работы / Учебник / Под ред.

Холостовой Е.И.- М., 1997; Щукина Н.П. Изоляция смерти как социальная проблема / Медицинские и социальные вопросы геронтологии.

— Самара, 1997 и др. 6 Словарь-справочник по социальной работе /Под ред. Холостовой Е.И. — М., 1997; Социальная работа с инвалидами / Настольная книга специалиста. / Под ред. Е.И. Холостовой и А.И.

Осадчих. — М., 1996; Преодолевая барьеры инвалидности.

— М., 1997; Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т.т. — М., 1997. нередко имеет место присутствие инновационных технологий социальной помощи.7 Таким образом, имеется значительная литература, посвященная проблемам социальной реабилитации различных категорий инвалидов. Вместе с тем, степень освоения проблем социальной реабилитации инвалидов по-прежнему остается невысокой.

Вопрос о необходимом и достаточном строении системы социальной реабилитации инвалидов решается скорее на эмпирическом уровне, чем на основе теоретических исследований, что препятствует оптимизации этой системы. Слабо разработаны проблемы востребованности социальных услуг для лиц с ограниченными возможностями; существуют значительные затруднения с выявлением оценки оказываемых мер помощи со стороны самих инвалидов. Проведенные социологические и другие исследования, затрагивающие отдельные стороны реабилитации детей с ограниченными возможностями, не позволяют составить целостное представление о процессе и эффективных путях его осуществления.

При этом многие из специалистов подчеркивают важность социальной составляющей этого процесса, что требует проведения дополнительных исследований в этой области социальной теории и практики, а также координации научных поисков на междисциплинарном уровне. Методологической основой исследования послужила совокупность социологических методов, изложенная в научных трудах российских и зарубежных исследователей: П.Сорокина (теория социальной мобильности и социальной стратификации), И.Гоффмана (теория стигма 7 Руссавская П.А. Программа помощи «Сломанный цветок»: о программе воспитания и обучения детей- инвалидов с отклонениями в развитии // Народное образование, 1994, № 5, с.

33-38; Е.Н.Ким. Клуб «Контакты -1»: опыт деятельности по организации независимой жизни для лиц с ограниченными возможностям. — М., 1998, и др. тизации), Т.Парсонса (концепция роли больного), Э.Дюркгейма и Р.Мертона (структура общества, социология отклонений, вопросы социальной нормативности), М.Мид (проблемы социализации личности и адаптации индивида к социальной среде), П.Д. Павленка, А.С. Сорви-ной, Е.И.

Холостовой (положения о сущности социальной работы), ВА. Ядова (социологические методы исследования), Е.Р.Ярской-Смирновой (социокультурный анализ нетипичности). Приоритетное методологическое значение для диссертационного анализа имели также социальный конструкционизм П.Бергера и Т.Лукмана и др.; а также структурно-функциональный анализ, методология социального анализа статистических и демографических процессов, теория социальной работы.

При сборе информации были использованы следующие методы: получение информации ретроспективно из учетной документации (карточек учета детей-инвалидов, социально-реабилитационных карт, медицинской документации), анкетирование-интервьюирование, заочное анкетирование, натурное обследование.

В ходе исследования применялись методы кластерного анализа, социальной статистики (Г.В.Осипов, В.А.Ядов), методы теоретического моделирования и прогнозирования (А.Богданов, Л.Берталанфи, А.И.Пригожин, И.В.Бестужев-Лада). Кроме того, материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам социальной политики в целом и ее отдельных направлений (федеральное законодательство, документы Правительства Российской Федерации, Минтруда РФ, Законы Московской области и акты Правительства Московской области), а также материалы конференций и симпозиумов, посвященные проблемам социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Основной целью работы является разработка теоретических и методических основ социальной реабилитации детей-инвалидов как социального процесса.

Для достижения указанной цели были выдвинуты следующие задачи: • социологический анализ понятия инвалидности, изучение динамики отношения к инвалидности в различных социокультурных контекстах, выявление специфики социального отношения к инвалидам как определенной социальной группе общества; • обоснование специфики детской инвалидности как социальной проблемы; • рассмотрение сущности и содержания социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в современных условиях, определение субъектов и объектов в процессе реабилитации детей-инвалидов, обобщение основных этапов реабилитационного процесса; выявление особенностей социальной реабилитации детей-инвалидов, ее специфики; определение основных сфер реабилитационного процесса, значимых при проведении реабилитации областей жизнедеятельности ребенка; • раскрытие реабилитационного потенциала детей-инвалидов Чеховского района Московской области, их социальная характеристика на основе сплошного обследования; выявление нужд и потребностей детей и членов их семей; • описание основных реабилитационных моделей, реабилитационных методов воздействия на ребенка, разработка рекомендаций по совершенствованию процесса социальной реабилитации детей-инвалидов на макро-уровне.

Объектом исследования являются дети-инвалиды и их семьи как элементы социальной структуры в институциональной системе социальной реабилитации. Предметом исследования выступает процесс социальной реабилитации детей-инвалидов. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями оказывается эффективным, если: • государством и обществом, всеми его социальными институтами, будут в полной мере востребованы индивидуальные возможности ребенка-инвалида как полезной личности; • интеграция детей-инвалидов станет главной целью деятельности социальных учреждений и организаций всех ведомств, занимающихся проблемами детей, отраженной в содержании и технологиях этой деятельности; • семья будет рассматриваться как приоритетная сфера организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; • на процесс социальной реабилитации детей-инвалидов воздействует общая социальная обстановка в семье, в регионе, в стране в целом.

При этом эффективность реабилитационного процесса зависит от того, как комплексно учитываются факторы различного уровня. Эмпирической базой исследования послужили данные государственной, в том числе областной, статистики, демографические исследования, данные проведенных при участии автора в 1997-1998 годах социологических исследований семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и детей с недостатками в умственном и физическом развитии (200 семей); социологических исследований детей реабилитационного центра (2001г.), материалы мониторингов оказания адресной социальной помощи населению Московской области в целом и Чеховского района Московской области (1997-2001).

Научная новизна диссертационного исследования: • осуществлен анализ содержания социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как специфического элемента социальной структуры общества; рассмотрено соотношение терминов «инвалиды», «лица с ограниченными возможностями», «лица с особыми нуждами»; • основания и принципы реабилитации детей-инвалидов рассматриваются в контексте социологического анализа социокультурного смысла инвалидности; • проведен авторский анализ и переоценка критериев определения инвалидности и ограничения возможностей, заложенных в международных и отечественных классификациях; • методами социологического обследования определена социальная характеристика детей-инвалидов Чеховского района Московской области, путем применения авторской методики изучен реабилитационный потенциал детей-инвалидов и на основе кластерного анализа выделены в общей массе группы со специфическими потребностями; • обобщены и описаны основные модели реабилитационного процесса и реабилитационные методы воздействия на ребенка; • предложены рекомендации по совершенствованию процесса социальной реабилитации детей-инвалидов на макро-уровне.

Положения, выносимые на защиту: • социальная масштабность и острота проблемы детской инвалидности в современной России возрастают.

Это обусловлено кризисным состоянием общества, снижением уровня и качества жизни большей части населения, несовершенством социальной политики государства, недостаточной развитостью социальных институтов общества, сети реабилитационных структур, адекватных жизненным потребностям и психо-физиологическим особенностям детей-инвалидов; • социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями относится к числу социальных процессов, потребность в которых возрастает и будет возрастать как в силу объективных причин, так и в соответствии с требованиями демократического развития общества, международными обязательствами нашего государства.

Это обусловлено кризисным состоянием общества, снижением уровня и качества жизни большей части населения, несовершенством социальной политики государства, недостаточной развитостью социальных институтов общества, сети реабилитационных структур, адекватных жизненным потребностям и психо-физиологическим особенностям детей-инвалидов; • социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями относится к числу социальных процессов, потребность в которых возрастает и будет возрастать как в силу объективных причин, так и в соответствии с требованиями демократического развития общества, международными обязательствами нашего государства.

Социальная реабилитация детей-инвалидов представляет собой процесс восстановления основных социальных функций личности, направленный на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учетом его психофизических возможностей; • модель социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями носит интегрированный характер, позволяющий наиболее полно влиять на раскрытие внутреннего потенциала личности ребенка с ограниченными возможностями. Поиск эффективных способов социальной реабилитации ребенка неизбежно связан с необходимостью раскрытия и полноценного использования внутреннего потенциала его социума в целом, и, конечно, семьи.

Реальным механизмом осуществления такого подхода является согласованное взаимодействие всех социальных институтов общества, создание межведомственных служб, обеспеченных профессионально подготовленными кадрами. Теоретическая и практическая значимость диссертации. Данное диссертационное исследование имеет теоретическое значение для развития новых в отечественной социальной науке направлений — социологии социальной сферы, теории социальных институтов и процессов, теории социальной работы, медицинской социологии.

Полученные результаты использованы при конструировании специальных реабилитационных моделей в работе Центра адаптации и реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями «Аистенок» в городе Чехове Московской области.

Материалы диссертации могут быть рекомендованы кафедрам гуманитарных дисциплин вузов для включения их в учебные программы. Апробация диссертации. Результаты социологических исследований, проведенных автором, и выдвинутые им предложения докладывались на методических региональных совещаниях, на научно-практических конференциях

«Социальная работа с детьми девиантного 16 поведения»

(г.

Пушкино, март 1997 год), «Молодежь на грани веков» (март 1999 года), на заседаниях кафедр социологии и социальной работы и медико-психологической реабилитологии Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса.

Написаны две главы в учебное пособие «Основы социально-медицинской работы». Материалы диссертации послужили методической основой при создании Центра адаптации и реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями «Аистенок» в городе Чехове Московской области.

Основное содержание диссертации отражено в пяти публикациях автора. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Практика социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Шахбанова З.Ш.

Шахбанова Зарина Шарапутдиновна — аспирант, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала УДК 159.9 Установившийся на планете значительный феномен гуманизации социальных связей определяет новую направленность общественного отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям.

Махачкала УДК 159.9 Установившийся на планете значительный феномен гуманизации социальных связей определяет новую направленность общественного отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям.

Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной реабилитации, адаптации и интеграции относится к числу важнейших социальных задач во всех развитых странах. Вместе с тем, очевидной остается проблема социального исключения детей-инвалидов, как специфического элемента социальной структуры общества, приобретая особое содержание в России в условиях экономического кризиса, дезинтеграции социальных институтов и социальных систем.

Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны, увеличением количества детей-инвалидов, а с другой — неудовлетворительным функционированием системы их социальной поддержки [2, с.

14]. В России, как и во всем мире, число детей-инвалидов продолжает расти.

Продолжающееся ухудшение экологической обстановки, уменьшение медико-социальных возможностей российского общества позволяет предположить, что тенденция к росту детской инвалидности сохранится и в ближайшие годы. Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной политики как в России, так и в других странах мира проблему предупреждения детской инвалидности, создания системы эффективной социальной реабилитации детей-инвалидов [6, с.

59]. Комплекс своевременных последовательных действий позволяет не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность индивидов к полноценной жизни в обществе, сформировать устойчивое отношение к труду, обучению, семье, обществу. Социальная практика показывает, что без развития системы медицинской, психологической, экономической, педагогической, спортивной, социально-средовой реабилитации невозможно осуществление равных прав инвалидов с другими гражданами.

То есть реабилитация представляет собой активную функцию общества по отношению к личности [5, с. 21]. Вопросы реабилитации инвалидов в течение всей первой половины XX века рассматривались, прежде всего, с точки зрения медицинской модели инвалидности. Особенно большой вклад в развитие этой проблематики внесли специалисты ЦИЭТИН (О.С.

Андреева, М.М. Кабанов, Д.И. Лаврова, Е.С. Либман, С.Н. Лузин, Л.Н. Чикинова и другие) и ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) ИЭТИН (А.А.

Дыскин, Т.М. Пылина и другие).

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в утраченных правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности . Выделяют следующие основные виды социальной реабилитации: социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, профессиональная, трудовая и социально-средовая реабилитация [9, с. 78]. Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия.

Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация различных моделей помощи инвалидам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными возможностями в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей [3, с.

215]. В России система помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям постепенно переориентируется на учет индивидуальных потребностей ребенка и семьи. В то же время подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями зачастую остается в основе своей чисто медицинским, что усугубляет социальную депривацию ребенка. Очевидно, что необходим пересмотр подходов к организации системы социальной помощи детям с учетом всего многообразия аспектов проблемы ограниченных возможностей, ее социокультурного содержания.

При этом переход от коррекции дефектов к комплексной реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов затрагивает все уровни жизнедеятельности человека от индивидуального до общегосударственного, в том числе такой аспект, как межведомственное взаимодействие в целях оптимизации процесса оказания услуг.

Однако до сих пор государственная система помощи детям с ограниченными возможностями не справляется с огромным числом организационных, материальных и методологических проблем [8, с.

34]. Усилия государственных, общественных организаций, других социальных институтов, родителей и специалистов разрозненны, существующая система реабилитации в нашей стране недостаточно эффективна, сама идея социальной интеграции инвалидов не получила должного правового подкрепления. Такая ситуация во многом объясняется тем, что формирование новой социальной политики в отношении людей, имеющих инвалидность, осуществляется с опережением в отношении к социальным предубеждениям относительно инвалидов, которые выступают в данном случае консервативным фактором. Разработка реабилитационных моделей интеграции детей-инвалидов в общество должна осуществляться с учетом особенностей взаимоотношений с социальным окружением [7, с.

99]. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка. Социальная реабилитация должна быть направлена не только на детей с ОВЗ, но и на их окружение, так как часто такие дети испытывают трудности, потому что, люди, которые находятся рядом с ними не знают как себя вести, как поступать в различных сложных ситуациях, которые нередко возникают.

Одним из показателей успешной социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие так называемого «социализированного действия», или комплекса основных навыков — трудовых и социальных, включая навыки самообслуживания, а также личностных качеств, необходимых детям для нормального функционирования в обществе, а в дальнейшем и для участия в трудовой и профессиональной деятельности [1, с. 3]. Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях.

Во-первых, — это профилактика детской инвалидности, т.е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико -генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая. Во-вторых, — это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и 79 воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта.

Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь [4, с.

10]. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни. Список литературы 1. Абросимова А.В., Магария М.Ю., Попова Н.В.

Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства. Л., 2000. С. З. 2. Айшервуд М.М.

Полноценная жизнь инвалида: Пер. с англ. М.: Педагогика, 2014. 88 с: ил. 3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И.

Акатов. М.: ВЛАДОС, 2004. 368 с.

4. Балева Л.С. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации (по данным федерального регистра) / Л.С. Балева [и др.] // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2011. № 3. С. 5-12. 5. Валеев Н.Ш. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В.

Валеев. Изд. 2-е, испр. и доп.

М.: Инфа-М, 2013. 320 с. 6. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в РФ.

М., 2009. 127 с. 7. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М., 2001. 248 с. 8. Лагункина В.И. Социальная реабилитация инвалидов: социологический аспект./ Дисс.

кан. соц. наук. М., 2015. 127 с.

9. Шахбанова З.Ш. Социальная адаптация как механизм социализации личности [Текст] / З.Ш.

Обсуждения
Громкая музыка днем у соседей что делать

Оглавление:Что делать, если соседи шумят днемЧто делать, если...

Комментариев  0
Як відновити сторінку вконтакті

Оглавление:Восстановление страницы ВКонтакте после взлома,...

Комментариев  0
Куда подавать на алименты если прописана в пензенской области

Оглавление:Алименты как взыскать в селе Бессоновка в 2021 годуКак...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top