Главная - Трудовое право - О выполнении квоты для приема на работу инвалидов

О выполнении квоты для приема на работу инвалидов

О выполнении квоты для приема на работу инвалидов

Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать


Автор статьи victoryananina 9 минут на чтение 13 973 просмотров Содержание В соответствие с законом РФ «О социальной защите инвалидов», одной из обязанностей работодателей является трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой. В статье разберем, как устанавливается квота для приема на работу инвалидов, как ее рассчитать, а также выясним меры ответственности работодателей, не выполнивших требования по трудоустройству инвалидов.

Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов. Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:

  • Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
  • Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
  • Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.

Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст.

20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям. В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты. Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.

Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ: Для кого устанавливается квота Квота для трудоустройства инвалидов Организация/ИП с численностью сотрудников свыше 100 человек От 2% до 4% среднесписочной численности работников Организация/ИП с численностью сотрудников от 35 до 100 человек включительно Не более 3% среднесписочной численности работников Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества.

Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.

Квота для приема на работу инвалидов Согласно закону «О соцзащите инвалидов», количество инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить в целях выполнения квоты, установленной субъектом РФ, рассчитывает на основании показателя среднесписочной численности работников предприятия, с использованием следующей формула: Инв = СрСпис * Квота, где Инв – количество лиц с ограниченными возможностями, которые должны быть трудоустроены работодателем; СрСпис – среднесписочная численность работников предприятия; Квота – процент квоты по трудоустройству инвалидов, установленный в определенном субъекте РФ. Расчет количества инвалидов в целях контроля выполнения квоты производится ежемесячно, на основании среднемесячной численности сотрудников предприятия, отраженной в отчете по форме П-4.

Для расчета средней численности работников предприятия используется формула: СрЧисл = (КолРабполный мес * КолДнполный мес + КолРабнеполный мес * КолДнфакт) / КолДнполный мес, где КолРабполный мес – количество работников, которые отработали полный месяц в отчетном периоде; КолДнполный мес – количество календарных дней в отчетном месяце; КолРабполный мес – количество работников, которые отработали неполный месяц в отчетном периоде (были приняты или уволены в течение отчетного месяца); КолДнфакт – период работы сотрудника, отработавшего неполный отчетный период (в календарных днях). В расчет включаются как сотрудники в штате, трудоустроенные на основании трудовых договоров, так и лица, нанятые по договору подряда. Если работодателем выступает ИП, то он себя в расчет не включает.

Читайте также статью ⇒ ““. ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов. В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:

  1. 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
  2. 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.

«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.

Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2021 года: Отчетный период Количество сотрудников Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде Принято в отчетном периоде Уволено в отчетном периоде Отработали полный месяц Июль 2021 3 – 102 3 сотрудника были приняты на работу 15.07.2021, период работы – 17 календарных дней Август 2021 – – 105 Сентябрь 2021 – – 105 Октябрь 2021 – 10 95 10 сотрудников были уволены 07.10.2021, период работы – 6 календарных дней Ноябрь 2021 – – 95 Декабрь 2021 8 – 95 8 сотрудников были приняты на работу 10.12.2021, период работы – 22 календарных дня Рассчитаем среднюю численность работников «Монолита» и квоту для трудоустройства инвалидов: Отчетный период Расчет средней численности работников Квота для приема на работу инвалидов Расчет количества инвалидов в целях выполнения квоты Июль 2021 (102 * 31 + 3 * 17) / 31 = 103,64 3,5% 103,64 * 3,5% = 3,64 (4 человека) Август 2021 105 * 31 / 31 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) Сентябрь 2021 105 * 30 / 30 = 105 3,5% 105 * 3,5% = 3,68 (4 человека) Октябрь 2021 (95 * 31 + 10 * 6) / 31 = 96,94 2,5% 96,94 * 2,5% = 2,42 (3 человека) Ноябрь 2021 95 * 30 / 30 = 95 2,5% 95 * 2,5% = 2,38 (3 человека) Декабрь 2021 (95 * 31 + 8 * 22) / 31 = 100,68 3,5% 100,68 * 3,5% = 3,52 (4 человека) Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.

Отчет составляется на бланке установленного образца.

Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе.

При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.

Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными. Читайте также статью ⇒ ““. Работодатели, не создавшие рабочие места для инвалидов и не выполнившие квоту по их трудоустройству, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от 5.000 руб. до 10.000 руб. Данные меры взыскания применяются в соответствие со ст.

5.42 КоАП. Кроме того, на основании судебной практики можно сделать вывод, что работодатель может быть признан виновными в невыполении квоты в том числе в случае наличии на предприятии незаполненных рабочих мест (в том числе не для инвалидов).

Данный вывод содержится в определении Верхового суда №50-АПГ13-5 от 22.05.2013 года В 2021 году депутаты Госдумы выступили с инициативой ужесточить меры ответственности для работодателей, не выполняющих установленную квоту по трудоустройству инвалидов. В соответствие с законопроектом, депутаты предлагают взымать с недобросовестных работодателей ежемесячную компенсационную плату в размере 7.800 руб.
В соответствие с законопроектом, депутаты предлагают взымать с недобросовестных работодателей ежемесячную компенсационную плату в размере 7.800 руб.

и перечислять эту сумму в фонд содействия трудоустройству инвалидов. Также законопроект предлагает увеличить штрафы для работодателей за невыполение квоты по трудоустройству инвалидов до 100.000 руб.

– 500.000 руб. По состоянию на январь 2021 года законопроект не принят и находится на стадии рассмотрения. Читайте также статью ⇒ ““. Поделитесь статьей

(голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)

Загрузка.

Рекомендуем похожие статьи Горячее Запишитесь в онлайн-школу Бухгалтерия для чайников 29 авторских уроков Поле не заполненоПолучить сейчас!

Более 45 000 подписчиков Наши книги

Алтайского края

  1. /

*** Работодатели обязаны ежемесячно наряду с информацией о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, также представлять органам службы занятости информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах. *** Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Установление квоты приема на работу инвалидов регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

.

В соответствии со статьей 21 этого закона, для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно закону от 06.07.2006 № 59-ЗС

«Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов»

работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 4 % к среднесписочной численности работников, работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, в размере 3 % к среднесписочной численности работников.

Работодатель, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, несет ответственность:

  1. согласно части 2 статьи 5.42. – за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
  2. в соответствии со статьей 19.7. – за непредставление сведений (информации).

Внимание организаций, подпадающих под действие закона о квотировании рабочих мест для инвалидов!

Для квотируемых организаций, которые не могут принять инвалидов к себе, мы можем предложить возможность заключения договора о трудоустройстве инвалидов у другого работодателя. По условиям такого договора инвалид принимается в штат этого работодателя (т.е. ИСПОЛНИТЕЛЯ), а квотируемая организация (т.е.

ЗАКАЗЧИК) компенсирует этому работодателю расходы на выплату заработной платы.

Макет договора можно получить в центре занятости населения.

Выполнение квоты приема на работу инвалидов в 2021 году

» Обязанность работодателей по созданию рабочих мест и приему инвалидов установлена законодательством. Положение инвалидов регламентировано «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – ФЗ № 181-ФЗ).

Согласно норм законодательства, работодатели обязаны создавать рабочие места инвалидам по выделяемым квотам. Работодателями считаются юридические и физические лица, зарегистрированные в реестре предприятий (ЮЛ и ИП). В законодательстве отсутствует возможность замены социальных гарантий суммой, отчисляемой в бюджет.

Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.

Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:

  1. Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
  2. Наличии занятых мест по установленным квотам.
  3. Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.

Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов.

Читайте также статью ⇒ Количество рабочих мест устанавливается в процентном отношении к общей среднесписочной численности работников предприятия. В определен предельный размер квот для трудоустройства инвалидов. Величина льготы должна быть установлена региональным законодательством с учетом предельных показателей.
Величина льготы должна быть установлена региональным законодательством с учетом предельных показателей.

Среднесписочная численность работников предприятия Величина льготы Свыше 100 человек От 2 до 4 процентов от среднесписочного показателя От 35 до 100 человек До 3 процентов При расчете лиц применяются методы математического округления до целых единиц численности. Количество лиц по основному офису и обособленному подразделению, расположенному территориально отдаленно, рассчитывается отдельно. Квоты, устанавливаемые по другим категориям лиц, могут быть уменьшены при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями в количестве, превышающем требуемую величину.

Пример расчета по организации с филиалом Организация ООО «Вымпел» имеет в головной офис со среднесписочной численностью в 150 человек.

Структурное подразделение имеет количество работников в количестве 55 человек. В головном офисе планируемое количество мест для инвалидов составило 150 х 3% = 5 человек (с округлением до целого показателя), по филиалу – 55 х 2% = 1 человек.

Среднесписочный показатель численности рассчитывается по указаниям органов статистики с учетом последних положений, указанных в . При определении базового показателя используются требования:

  1. Рассчитать численность за месяц, для чего общий суммарный показатель количества работников подлежит делению на число дней месяца.
  2. Определение численности работников в каждый календарный день. Число работников выходных дней соответствует количеству лиц предшествующего выходного дня.
  3. Среднесписочная численность по году определяется суммированием месячных показателей с последующим делением на число месяцев ведения деятельности предприятия.

Основаниями для учета показателей служат первичные документы – приказы, табели учета рабочего времени.

Особенность определения численности для выделения мест состоит в исключении из расчета лиц, имеющих особые условия труда. В список не включаются число сотрудников с вредными или опасными условиями труда, определяемые по результатам специальной оценки или аттестации. Читайте также статью ⇒ При этом предприятия, выделившие рабочие места для трудоустройства инвалидов, не обязаны заниматься поиском лиц с ограниченной работоспособностью.

Наличие в организации выделенных мест, но остающиеся вакантными в связи с отсутствием кадров, не означает неисполнение обязательств работодателя. Административная ответственность должностных лиц предприятия возникает только в случаях:

  1. Недостаточного обеспечения охраны труда в соответствии с требованиями к организации мест, созданных для реализации социальных гарантий.
  2. Нарушение требований по подсчету мест и подача отчетности в ЦЗН.
  3. Необоснованного отказа работнику с инвалидностью в трудоустройстве при наличии вакансий, соответствующих медицинским показаниям лиц.

Работодатели и ответственные лица могут быть оштрафованы за нарушение требований в соответствие со , , . Дополнительно региональные власти могут самостоятельно дополнить перечень нарушений и определить размер штрафов.

Выписать протокол о правонарушении могут инспекторы по труду.

По региональным штрафам инспекторы направляют санкции на рассмотрение мировому судье. Работнику с ограниченной возможностью предоставляются места с обеспечением условий, реализацией программы реабилитации. Лицу должны быть обеспечены льготы по сокращению продолжительности рабочего дня, возможности получения дополнительного отпуска.

Несмотря на льготные условия трудоустройства к работнику предъявляются требования на предмет соответствия предлагаемой должности. Требуется четко определить требования к кандидату и документировать собеседование. В дальнейшем будет возможность обосновать отказ в трудоустройстве в связи с отсутствием достаточной квалификации, образования, опыта работы.

Юрист, М.А.Кокурина При реализации норм законодательства в отношении социальной защиты инвалидов могут возникать ошибки. Условие Неверное мнение Верная позиция Определение льготы При расчете не учитывается процент, установленный региональным законом При расчете учитывается размер льготы, установленный субъектом Федерации Медицинские противопоказания При трудоустройстве не учитываются ограниченные возможности конкретного лица При найме учитываются медицинские противопоказания в отношении конкретного вида работ Длительность договора С лицом заключаются договор любой продолжительности периода Минимальная продолжительность действия договора устанавливается региональным законодательством Вопрос № 1.

Включаются ли в состав единиц по выделенным квотам рабочие места, занятые инвалидами?

Определение рабочих мест в рамках выделенных инвалидам квот включают вакансии и занятые должности.

Вопрос № 2. Установлена ли форма отчетности работодателя?

Регионы устанавливают условие о форме отчетности по наличию и исполнению квот. Если бланк не установлен, сведения представляются в произвольной форме. ( Пока оценок нет ) Поделиться: Search for:

Как соблюдать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

26 февраля 2015 11:02 Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст.

20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

; далее – Закон № 181-ФЗ). Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше – нет.Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников.

Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников.

Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке.

На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ.

По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.Такое опасение выглядит вполне оправданно.

Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать.

Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации.

В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.Куда о рабочих местах для инвалидов отчитыватьсяВ силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  1. о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  2. о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  3. о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз.

3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1).Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости.

В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р ; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компанииКак отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты.

При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты.

В частности, применяются следующие способы.Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей.

Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст.

6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности.

В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями.

Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание – п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв.

постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст.

6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст.

6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.Финансирование создания рабочего места.

Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ.

На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов.

Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов.

В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели – обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест.

Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013–2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012).

Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работникДистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке.

Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч.

2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст.

24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идутКогда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов?

Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 .

То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства.

Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты.

Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.Что чреват отказ создать рабочее место для инвалидаЗа нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  • Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  • Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  • Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность.

К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.Уголовная ответственность.

Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты.

Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.Финансовая ответственность.

Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.А. Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт» Источник:

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Отказывая в признании незаконным и отмене предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, суд в порядке пунктов 1, 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» исходил из того, что оспариваемое предписание, требующее от работодателя обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов, вынесено в пределах полномочий ответчика, прав истца не нарушает, поскольку законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и выполнению квоты, то есть обеспечению ее исполнения, при этом сведений, которые бы подтверждали принимаемые истцом эффективные меры для заполнения квотируемых рабочих мест, взаимодействие с учреждениями службы занятости населения, на территории которых заявлена потребность в работниках на рабочие места в счет квоты, не представлено.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:- сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В силу пункта 4 статьи 4 Закона N 90, пункта 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в центр занятости сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Указанные сведения работодатели должны представить по форме, утвержденной Департаментом, и согласованной с Мосгорстатом. Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году

› Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне.

Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников. Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты.

Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати: Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  1. обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
  2. приема на них тружеников льготных категорий;
  3. необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
  4. специальными условиями;
  5. выделения в штате вакансий;

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  1. отрасли промышленности и иного.
  2. норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  3. условий труда;

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится: «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников». Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  1. общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  2. компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати: Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка.

При этом нормы резервирования могут быть:

  1. увеличены.
  2. исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;

Скачать для просмотра и печати: Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  1. созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  2. вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  3. стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом.

Максимальные параметры установлены законами:

  1. Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
  2. Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;

Скачать для просмотра и печати: Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства.

Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  • Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  • Создание и утверждение локальных документов.
  • Оформление учета в органах занятости.
  • Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
  • Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек. Каждое предприятие формирует штатное расписание.

В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели.

Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником.

В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь. Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка): Должность Количество (чел.) Директор 1 Главный бухгалтер 1 Бухгалтер 3 Менеджер 3 Рабочий 30 Всего 38 Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными.

Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию. Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи.

Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати: Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати: Формула для определения числа льготных мест такова:

  1. штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности. По состоянию на 2021 год не определено, что делать в случае получения дробного результата.

К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест.

Определение дает такой результат:

  1. 121 чел. х 0,04 = 4,84

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  • размеры квот и категории граждан;
  • о должности, предоставляемой инвалиду;
  • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
  • об ответственном за исполнение.
  • Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.
  • Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
  • ответственное должностное лицо.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати: Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение.

Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела.

Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей. Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ).

Для этого необходимо проделать такие шаги:

  • Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  • Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
  • Собрать пакет документов.
  • Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах). В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность.

С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  1. о выполнении квотного законодательства.
  2. о числе мест, выделенных льготникам;
  3. о принятых работника, в том числе инвалидах;
  4. о количестве вакансий;
  5. об утвержденных локальных актах, касающихся квот;

Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4).

Освобождены только малые предприниматели.

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия.

Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий. Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19.

В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  1. должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  2. на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  1. должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс.

    руб.;

  2. юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс.

руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо. Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

В июле 2021 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды. Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Обсуждения
Громкая музыка днем у соседей что делать

Оглавление:Что делать, если соседи шумят днемЧто делать, если...

Комментариев  0
Як відновити сторінку вконтакті

Оглавление:Восстановление страницы ВКонтакте после взлома,...

Комментариев  0
Куда подавать на алименты если прописана в пензенской области

Оглавление:Алименты как взыскать в селе Бессоновка в 2021 годуКак...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top