Главная - Другое - Меры прававого характера по наказанию наркопреступлению

Меры прававого характера по наказанию наркопреступлению

Правовое регулирование раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 343.126 К.В. Сурков*, А.М. Шадрин** Правовое регулирование раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков Нравственный запрет на злоупотребление наркотическими средствами накладывался во всех обществах, в т.ч.

и первобытных. С момента появления государства начинается борьба с их незаконным производством, распространением, поскольку наркомания наносит вред не только субъекту, но и обществу в целом. Лицо, потребляющее наркотики, исключается из созидательной деятельности, т.к.

становится физическим и психическим инвалидом. Его интересы сосредоточены на одном — как достать очередную порцию наркотика.

Снижение психических функций и ситуация социального конфликта, в которой оказывается наркоман, ведут к глубокой нравственной деградации личности и постепенно склоняют его к совершению преступлений.

The moral interdiction on abusing narcotics was imposed in all societies, including and primitive.

From the moment of occurrence of the state, struggle against their illegal manufacture, distribution as the narcotics harms not only to the subject, but also a society as a whole begins. The person consuming drugs is excluded from creative activity since becomes the physical and mental invalid.

Its interests are concentrated to one how to get the next portion of a drug. Decrease in mental functions and a situation of the social conflict in which there is an addict, conduct to deep moral degradation of the person and gradually decline it to fulfillment of crimes.

Ключевые слова: наркотики, преступность, программа, противодействие, антинаркотический. 1. Правовая основа противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков в России История массового распространения наркотиков в России насчитывает немногим более столетия. Наркомания и наркобизнес долгое время были глубоко чужды русскому народу.

Именно отсутствие данной проблемы в России и объясняет тот факт, что отечественное законодательство по наркотикам появилось лишь в начале XX в.

До этого в законодательстве Российской империи существовали лишь отдельные нормы антинаркотической направленности1. В связи с резким обострением наркотической ситуации в СССР 6 декабря 1991 г. в структуре криминальной милиции МВД страны было создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков, которое 10 февраля 1992 г.

в структуре криминальной милиции МВД страны было создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков, которое 10 февраля 1992 г. преобразовано в Управление по незаконному обороту наркотиков МВД России.

Если говорить о современном этапе, то переломным моментом стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в РФ от 22 июля 1993 г. Концепцией предусматривается образование четырех фундаментальных основ российской антинаркотической политики: 1) разработка и принятие пакета антинаркотических федеральных законопроектов (ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

, антинаркотические нормы УК РФ, КоАП РФ и др.); 2) создание национального центра, способного координировать исследуемую деятельность государства на межведомственном и междисциплинарном уровнях (постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г.

«О создании Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в РФ»

, приказ МВД РФ № 328, ФСБ РФ № 204, ФПС РФ № 217 от 7 мая 1998 г.

«О создании центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России»

); 3) подготовка и утверждение федеральной целевой комплексной антинаркотической Программы (программы на 1995-1997, 1999-2001, 2002-2004, 2005-2007 гг. и ныне действующая * Доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН. ** Преподаватель кафедры ОРД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, адъюнкт заочного обучения, капитан милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008 Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008 программа

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»

); 4) формирование федерального антинаркотического Фонда (постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. № 544

«О Федеральном внебюджетном фонде противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими»

). Главной целью Концепции является приостановление процессов роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем — снижение количества связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной для общества опасности.

Рассмотрение современного состояния правовой основы в области оборота наркотических средств и противодействия их незаконному распространению необходимо начинать с Конституции Российской Федерации, в п.

«м» ст. 71 которой сказано, что в ведении Российской Федерации наряду с обороной и безопасностью, оборонным производством, определением порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества находится производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. Присоединение России 6 февраля 1996 г.

к Уставу Совета Европы сделало существенным для нашей страны соблюдение положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Возведение прав и свобод человека и гражданина в категорию высших ценностей согласует основной Закон России с общепризнанными принципами и нормами международного права, в т.ч. и в сфере противодействия распространению наркотиков.

Это касается в первую очередь таких документов, как Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (с изменениями от 25 марта 1972 г.), Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.

К сожалению, только в 1998 г. был принят Федеральный закон

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

, содержащий нормы, предусматривающие формирование самостоятельного, специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Этим была заложена законодательная основа для создания Госнаркоконтроля России.

Данный документ состоит из 7 глав, включающих в себя 61 статью. В той его части, где описываются общие положения (ст.

1), определяются термины, обретающие законодательную силу.

К ним относятся такие понятия, как «наркотические средства», «психотропные вещества», «прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ», «препараты» и др.

11 марта 2003 г. Президентом РФ подписан указ № 306, о том, что Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ и преобразован в самостоятельную правоохранительную структуру с использованием материальнотехнического обеспечения расформировываемой Федеральной службы налоговой полиции РФ2. 1 июля 2003 г. Госнаркоконтроль РФ начинает свою деятельность.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Госнаркоконтроль РФ реорганизован и переименован в Федеральную службу РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков. В 2005 г. продолжалось становление системы противодействия наркобизнесу. Принят ряд неотложных мер по стабилизации наркоситуации, созданию условий для приостановления роста уровня злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, последующему поэтапному сокращению количества больных наркоманией, активизации борьбы с наркопреступностью.

Принят ряд неотложных мер по стабилизации наркоситуации, созданию условий для приостановления роста уровня злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, последующему поэтапному сокращению количества больных наркоманией, активизации борьбы с наркопреступностью. С 2005 г. ФСКН РФ является координатором реализации федеральной целевой программы

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»

. Программа определяет приоритетные направления противодействия распространению наркомании, а также борьба с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.

Противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ является важной проблемой национальной безопасности. При высоком уровне незаконного распространения наркотиков увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном обороте. Перед государственными органами стоял вопрос о наличии крупного и особо крупного размера наркотических средств и психотропных веществ.

7 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 76 был утвержден крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ и психотропных веществ для целей ст. 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса РФ3. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды при разрешении уголовных дел о преступлениях указанной категории в основном правильно применяют нормы уголовного кодекса РФ.

Вместе с тем в практике рассмотрения судами таких дел допускаются ошибки. Имеются отдельные факты необоснованного осуждения лиц ввиду неверного толкования некоторыми судами понятий «изготовление», «переработка», «производство» и «незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ».

Возникают трудности в правовой оценке действий лиц, осуществляющих перевозку наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, а также пересылку или сбыт указанных средств и веществ.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, а также сильнодействующими и ядовитыми веществами, Пленум Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г.

вынес постановление № 14

«О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»

4. При рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, судам надлежит руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 76

«Об утверждении крупного и особо крупного размера наркотиков для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ»

, содержащим списки наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

В Федеральном Законе «О наркотических средствах» 1998 г. (ч. 1 ст. 4) специально оговаривается направленность государственной политики

«на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ»

. Конечно, правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков не исчерпываются международными Конвенциями и Законом РФ

«О наркотических средствах и психотропных веществах»

.

В законодательстве, посвященном противодействию незаконному обороту наркотиков и их злоупотреблению, особое место занимает уголовный закон Российской Федерации.

Это обусловлено тем, что нормы уголовного права, являются самыми острыми формами реагирования на указанные антисоциальные формы поведения. Ст. 23 УК РФ говорит нам о том, что

«лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств»

, подлежит уголовной ответственности.

Объектом преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, является здоровье населения и общественная нравственность (Уголовный кодекс Российской Федерации, гл. 25, ст. 228-234). Состав большинства деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, закреплен в: — ст. 228 УК РФ: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; — ст.

228-1 УК РФ: незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; — ст.

228-2 УК РФ: нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ.

Вместе с этим в уголовном кодексе предусмотрена ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230), незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.

230), незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.

231), организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232), незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.

233), незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.

234). Сведения о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков мы можем найти в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Так, ст. 6.8 предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда за незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов; ст.

6.9 предусматривает аналогичное наказание или административный арест на срок до пятнадцати суток за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Еще более суровое административное наказание — для граждан от двадцати до двадцати пяти, а для юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования -предусмотрено ст.

6.13 за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008 Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008 прекурсоров. Меры направленные на обеспечение режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, указаны в ст. 10.4. За непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, ответственность предусмотрена ст.

10.5. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах предусмотрена ст. 20.20., 20.22. В Гражданском кодексе Российской Федерации также имеются нормы, в соответствии с которыми к лицам, злоупотребляющим наркотическими средствами, принимаются меры, направленные на ограничение их гражданской дееспособности (ст. 30), а также меры, предусматривающие ответственность за вред, причиненный гражданином вследствие злоупотребления наркотическими средствами (ст.1077, 1078).

Семейный кодекс Российской Федерации в числе оснований лишения родительских прав называет заболевание родителей наркоманией (ст. 69). Одним из случаев освобождения супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного, нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения является случай, когда нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления наркотическими средствами.

В соответствии со ст. 141 СК РФ, усыновление ребенка может быть отменено в случае, если усыновители являются больными наркоманией. Лица, больные наркоманией, не могут быть также назначены опекунами (попечителями) детей (ст. 146 СК РФ). Трудовой кодекс Российской Федерации в качестве одного из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя устанавливает «появление на работе в состоянии .

наркотического или иного токсического опьянения» (п. «б» ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации содержит нормы, реализация которых также способствует противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

В частности, в ч. 1 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) говорится, что к лицам, осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

В частности, в ч. 1 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) говорится, что к лицам, осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен наркоманией, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера.

К осужденным наркоманам, которым назначены принудительные меры медицинского характера, как правило, не применяются акты об амнистии. Характер отношения осужденного к лечению от наркомании учитывается при решении вопроса о переводе его на улучшенные условия содержания, при досрочном и условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в целом — при оценке степени его исправления. Употребление наркотиков отнесено к злостным нарушениям осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания.

В срок наказания в виде исправительных работ не засчитывается время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним (ч. 7 ст. 42 УИК РФ). Уголовно-исполнительный кодекс РФ впервые выделил такой вид исправительных учреждений, как лечебные исправительные учреждения, в качестве самостоятельных (ч.

8 ст. 74, ч. 2 ст. 101 УИК РФ). В Таможенном Кодексе Российской Федерации имеются две статьи, посвященные контролируемой поставке.

В ст. 435 говорится об особенностях проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу, а в ст. 436 — об изъятии или замене товаров, перемещаемых через таможенную границу, при осуществлении контролируемой поставки. Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых предусмотрено Федеральным законом «Об оперативно — розыскной деятельности» 1995 г., призваны помочь оперативным аппаратам ОВД в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, в т.ч.

и связанных с незаконным оборотом наркотиков. В числе других значимых правовых актов следует назвать: — постановление Правительства РФ от 30 ноября 1999 г. № 1318 «О совершенствовании деятельности правительственной комиссии по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту»; — постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г.
№ 1318

«О совершенствовании деятельности правительственной комиссии по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту»

; — постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76

«Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»

, в котором урегулированы вопросы о количественном содержании наркотического средства в смеси с другими веществами, и для наркотиков, находящихся в списке № 1.

В примечании к данному постановлению сказано:

«Все смеси, в состав которых входит хотя бы одно наркотическое средство или психотропное вещество, перечисленное в списке № 1, независимо от их содержания в смеси»

.

Следует отметить, что все наиболее часто встречающиеся в оперативно-розыскной практике наркотические средства, такие как марихуана, гашиш, маковая солома, опий, героин и другие относятся к списку № 1. В соответствии с этим списком крупный размер марихуаны (каннабиса) составляет 6 г, особо крупный — 100 г; гашиша (анаши, смолы каннабиса) — соответственно 2 г и 25 г; маковой соломы — 20 г и 500 г; опия — 1 г и 25 г; героина (диацетилморфина) — 0,5 г и 2,5 г.5 2. Правовые и организационные основы взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков В юридическом смысле к правовой основе организации и осуществления взаимодействия оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков относятся: — Конституция Российской Федерации; — уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации; — законодательство в сфере оперативно-розыскной деятельности; — международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков; — межведомственные нормативные акты о совместных оперативно-розыскных и следственных действиях между федеральными и региональными органами и учреждениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Из смысла правовых актов, составляющих правовую основу взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации, прямо вытекает обязанность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, организовывать и поддерживать взаимодействие друг с другом на всех этапах борьбы с преступностью. Иными словами, это принцип служебной деятельности должностных лиц, а не их желание или нежелание. Это настоятельно необходимо в первую очередь потому, что современные преступники, имея интеллектуальную обеспеченность, квалифицированно противостоят органам правопорядка, умело заметают свои следы, уходят от заслуженного наказания.

Бороться с преступностью в настоящее время силами отдельно взятого правоохранительного органа, отдельной оперативно-розыскной структуры, а тем более единолично — невозможно.

Анализ федерального, регионального законодательства и ведомственных нормативных актов, определяющих порядок взаимодействия правоохранительных органов, и, в частности, по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, позволяет классифицировать основания для начала взаимодействия по следующим признакам.

I. Правовые основания, которые содержатся в самом законе, например в ст. 7 Федерального закона России «Об оперативно-розыскной деятельности». Одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела, находящегося в производстве органов дознания, следователя, прокурора, суда.

II. Организационные основания — по совместным или отдельным решениям руководителей взаимно заинтересованных правоохранительных органов.

III. Тактические основания — это фактические данные, полученные оперативным подразделением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые указывают на подготовку, совершение или уже законченное преступление, связанное с наркотиками, или на лиц, причастных к этому. При этом объем и характер этих фактических данных должен свидетельствовать о том, что предотвратить, приостановить преступление, раскрыть его силами одного оперативного подразделения или сотрудника невозможно или крайне затруднительно. Если такая ситуация возникла в оперативном подразделении, где нет специализации по борьбе с наркотиками, то целесообразно организовать совместную работу с подразделением, где соответствующие специалисты имеются.

Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется ряд организационных и практических мероприятий по совершенствованию работы, направленной на расследование и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Постоянно уточняется содержание процесса организации взаимодействия оперативно-следственных подразделений как внутри ведомства, так и с аналогичными службами других ведомств.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008 Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008 Организация взаимодействия включает в себя: — определение форм взаимодействия; — определение взаимодействующих подразделений; — разработку мероприятий по согласованию работы подразделений по месту, времени и цели; — порядок обмена взаимной информацией между подразделениями и отдельными работниками; — контроль за состоянием взаимодействия; — организацию связи при взаимодействии; — подведение итогов деятельности взаимодействующих подразделений и работников по выполнению поставленных задач, обмен опытом. Основными задачами взаимодействия являются: — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков; — выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; — осуществление розыска лиц, скрывающихся от правоохранители органов; — всестороннее и объективное расследование наркопреступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности виновных лиц; — осуществление мероприятий по возмещению материального ущерба, причиненного преступлением гражданам, организациям независимо от формы их собственности; — выявление условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками, и разработка мер по их устранению; — выявление дополнительных резервов и источников повышения эффективности использования оперативно-розыскных сил и средств для усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Взаимодействие основывается и реализуется на принципах: — соблюдения законности, конституционных прав и свобод граждан, законных интересов других субъектов всех общественных правоотношений; — комплексного использования сил и средств оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; — персональной ответственности должностных лиц взаимодействующих сторон; — самостоятельности разработки, реализации тактических приемов, оперативно-розыскных действий оперативными подразделениями и отдельными их сотрудниками; — согласованности организационно-тактического планирования оперативно-розыскных, следственных и других совместных действий; — непрерывности выполнения оперативно-служебных задач, а также проведения отдельных операций и оперативно-следственных действий в период взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Одним из условий успешного осуществления взаимодействия является знание возможностей взаимодействующих сторон6.

Какими же возможностями для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, располагают оперативные подразделения ОВД? Это прежде всего силы и средства оперативно-розыскной деятельности.

Оперативные работники, следователи, лица, сотрудничающие с ними, обладают уникальными профессиональными знаниями, специфическим опытом работы в криминогенной среде. В настоящее время в помощь оперативным подразделениям этой системы созданы самостоятельные подразделения оперативно-технических мероприятий.

Используя комплексно свой потенциал, оперативно-розыскные подразделения ОВД не только успешно обеспечивают внутренний правопорядок, борьбу с преступностью, но и оказывают значительную помощь территориальным органам внутренних дел в раскрытии преступлений. Достаточно сказать, что в течение года работы оперативными подразделениями раскрываются более 70 тыс.

преступлений, в т.ч. по наркотикам.

Взаимодействие оперативных подразделений, особенно разных ведомств, не возникает само собой, а должно быть инициировано даже тогда, когда оно нормативно определено. Как правило, взаимодействие организует, поддерживает, отвечает за его состояние руководитель органа, учреждения, оперативного подразделения.

Однако это не исключает возможности совместных деловых, профессиональных контактов между отдельными оперативными сотрудниками взаимодействующих сторон. Наибольшую пользу от взаимодействия получает его инициатор, т.к.

для решения его задач, помимо имеющихся возможностей, привлекаются силы и средства другого оперативного подразделения.

Из сказанного видно, что для успешного взаимодействия между оперативными подразделениями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел, а также ФСКН РФ и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, в основном созданы необходимые правовые и организационные предпосылки.

Более того, ряд нормативных актов предусматривает и формы, и направления взаимодействия всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью, в т.ч. с наркобизнесом, а также приводит глубокую детализацию и специализацию этой деятельности.

Следовательно, реальность, качество и эффективность взаимодействия зависят не от недостатков правового и организационного регулирования этих отношений, а в первую очередь от действий конкретных должностных лиц. 1 См.: Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты: Справочник / Авт.-сост.: И.Н.

Кузнецов, С.К. Купрейчик. Минск, 2001. С. 30. 2 См.: Российская газета // 2003. 25 марта. 3 См.: Наркоконтроль (федеральный журнал).

2006. № 1. С. 5-9. 4 См. там же. № 3. С. 7-13. 5 См. там же. № 1.

Обсуждения
Громкая музыка днем у соседей что делать

Оглавление:Что делать, если соседи шумят днемЧто делать, если...

Комментариев  0
Як відновити сторінку вконтакті

Оглавление:Восстановление страницы ВКонтакте после взлома,...

Комментариев  0
Куда подавать на алименты если прописана в пензенской области

Оглавление:Алименты как взыскать в селе Бессоновка в 2021 годуКак...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top