Главная - Другое - Конструктивные элементы насыпи

Конструктивные элементы насыпи

Конструктивные элементы земляного полотна


Стр 2 из 22 Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный раз­рез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси. Поперечные профили земляного полотна характеризуются шириной ос­новной площадки, крутизной откосов, расположением водоотводных уст­ройств, высотой насыпи и глубиной выемки. Часть поверхности земляного полотна, на которую укладывается верхнее стро­ение пути, называется основной площадкой (рис.

1.14) Пересечение основной площадки с откосом — бровка земляного полотна. Расстояние между бровками называется шириной основной площадки. Ширина основной площадки прини- мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообще­ния Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной ли­нии и представлена в табл.

Ширина основной площадки прини- мается по нормам СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95 Министерства путей сообще­ния Российской Федерации в зависимости от категории железнодорожной ли­нии и представлена в табл.

1.3. Ширина основной площадки включают в себя обочины, которые пред­назначены для удобства выполнения путевых работ (на ней размещают инструмент, необходимые детали верхнего строения пути, расставляют сиг­налы и путевые знаки).

Минимальная ширина обочины — 0,5 м.

В кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной сторо­ны кривой в связи с необходимостью устройства возвышения наружного рельса за счет увеличения высоты и ширины балластного слоя.

Например, при радиусе кривой R = 3000 м ширина основной площадки увеличивается с наружной стороны кривой на 0,20 м и при R — 600 м на 0,5 м. Поперечное очертание основной площадки однопутной линии в недре-нирующих грунтах имеет форму трапеции (рис.

1.14, б) с шириной поверху 2,3 м и высотой 0,15м, а двухпутной — в виде треугольника с высотой 0,20 м и основанием, равным ширине основной площадки (рис. 1.14, а). Верхняя часть земляного полотна, ограниченная основной площадкой и стягиваю­щей ее прямой, называется сливной призмой; она необходима для стока воды, проникающей к земляному полотну через балластный слой.

Трапецеидальное очертание основной площадки земляного полотна на однопутных участках устраивают для отвода поверхностной воды, чтобы избежать проникновения ее в земляное полотно.

Горизонтальная часть ос­новной площадки делается короче шпал, благодаря чему обеспечивается сток воды в стороны их концов. При сооружении земляного полотна в скальных или песчаных грунтах основ­ную площадку устраивают горизонтальной (рис. 1.14, в, г). Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, круп­нообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной ности; выемка (рис.
1.14, в, г). Проектная бровка земляного полотна, сооружаемого из скальных, круп­нообломочных, а также песчаных дренирующих грунтов, выше профильной ности; выемка (рис.

1.15, 6) — основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли; полунасыпь (рис. 1.15, в) и полувыемка (рис. 1.15, г) — основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее; полунасыпь-полувыемка (рис. 1.15, д) — основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли и ну­левое место (рис.

1.15, е) — основная площадка расположена на уровне земной поверхности.

Наиболее распространены на железных дорогах на­сыпи и выемки. Нулевые места неизбежны при переходе из выемки в на­сыпь, » других случаях они недопустимы, т.к. подвержены снежным зано­сам и поэтому при проектировании продольного профиля линии, их стремятся заменять насыпями. Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта.

Крутизна наклонов боковых поверхностей — откосов насыпей и выемок — зависит от их высоты или глубины и свойств грунта. Чем прочнее грунт, тем круче могут быть откосы. Крутизна откоса измеряется тангенсом угла а на­клона откоса к горизонту, т.е.

равна отношению вертикальной проекции h от­коса (рис. 1.14) к его горизонтальной проекции а (заложению) tg a = Л/а. Если высоту откоса h принять за единицу, а величину заложения откоса а выразить числом этих единиц п, получим показатель крутизны откоса 1:и.

Откос имеет одинарную крутизну, если п = 1, полуторную крутизну, если п =1,5. При проектировании земляного полотна применяют типовые поперечные про­фили для участков с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями, которые приведены в альбомах

«Поперечные профили земляного по­лотна железных дорог колеи 1520 мм»

, «Новые железные дороги», «Вторые пути». Групповые поперечные профили разрабатывают для применения на ряде участков со сложными и многократно повторяющимися инженерно-геоло­гическими условиями.

Поперечные профили земляного полотна, разработанные по специаль­ным проектам для условий, в которых типовые и групповые поперечные профили неприменимы, называют индивидуальными.

По индивидуальным проектам сооружают: — насыпи высотой более 12 м и выемки глубиной более 12 м; — выемки и насыпи на косогорах круче 1:3; — земляное полотно в местах с активными склоновыми процессами; — на участках с наличием снежных лавин, оползней, обвалов, селей; — насыпи на слабых основаниях; — на участках с развитием естественных или искусственных подземных полостей (карсты, горные выработки); — земляное полотно в местах пересечения его трубопроводами; — земляное полотно в районах с высокой сейсмичностью (7 и более бал­ лов) и др. неблагоприятных условиях. 1.2.3. Поперечные профили насыпей Типовой поперечный профиль насыпи из крупных супесей, мелких и пы-леватых песков и легковыветривающихся скальных пород выполняется в со­ответствии с рис.

1.16, а. Типовой поперечный профиль насыпи из крупно- обломочных грунтов и из песков гравелистых, крупных и средней крупности показан на рис. 1.16, б. Полоса земли под насыпью является ее основанием. При сооружении насыпи из глинистых грунтов для усиления верхней час­ти земляного полотна предусматривают устройство под балластом защит­ного слоя из дренирующего грунта (или из дренирующего грунта с геотек­стильными материалами) (рис.

1.17). Толщина защитного слоя под балластной призмой устанавливается расчетом в зависимости от вида грунта земляного полотна и категории железнодорожной линии, но не менее 0,8 м для суглин­ков и глин и 0,5 м — для супесей.

Откосы насыпи могут быть однообразной крутизны и ломаной формы с переменной крутизной. Типовые поперечные профили насыпей из глинис- тых грунтов, мелких и пылеватых песков должны иметь откосы при высоте насыпи до 12 м — в верхней части не круче 1:1,5, а в нижней части при высо­те более 6 м — не круче 1:1,75.

По обеим сторонам насыпи устраивают бермы, полосы земли между отко­сом насыпи и водоотводной канавой или резервом. Назначение бермы — за­щитить подошву насыпи от воздействия воды, текущей по канаве или резерву, и обеспечить возможный проход строительных машин.

Ширину бермы прини­мают не менее 3 м и не менее 7,10 м — со стороны будущего второго пути. За бермами устраивают резервы или канавы, которые собирают поверх­ностные воды и отводят в пониженные места или к искусственным сооруже­ниям. Дну резервов и канав придают продольный уклон не менее 0,003.

Глу­бина канавы должна быть не менее 0,6 м. Резервам придают поперечный уклон не менее 0.02 при ширине резерва до 10 м, дно резерва делают одно­скатным, при ширине более 10 м — двускатным. Откосы резервов и водоот­водных канав должны быть не круче 1:1,5.

При сооружении насыпи на косогоре для повышения устойчивости в ос­новании насыпи устраивают уступы (рис. 1.18). При сооружении второго пути уширяют существующую насыпь также с устройством уступов (рис. 1.19). Поперечные профили выемок Типовой поперечный профиль выемки глубиной до 12 м в супесях круп­ных, а также в мелких и пылеватых песках представлен на рис.
1.19). Поперечные профили выемок Типовой поперечный профиль выемки глубиной до 12 м в супесях круп­ных, а также в мелких и пылеватых песках представлен на рис.

1.20. Для сбора и отвода поверхностной воды с откосов выемки служат кюветы, ко­торые располагаются по обе стороны от основной площадки земляного по­лотна.

Размеры кюветов: глубина — 0,60 м, ширина по дну — 0,40 м, с отко­сами 1:1,5.

Грунт из выемки, не использованный для сооружения насыпи, отсыпают за откосом выемки в виде призмы, называемой кавальером.

Ка­вальеры закладывают на расстоянии не менее 5 м от бровки откоса выемки. Если площадка между откосом выемки и кавальером имеет уклон з сто­рону выемки, то для предотвращения стекания воды в выемку, на этой пло­щадке устраивают небольшую присыпку, называемую банкетом, а за ним располагают забанкетную канаву. Продольный уклон этой канавы прини­мают не менее 0,005, а глубину не менее 0,3 м.

Крутизна откосов кавальеров и банкетов должна быть не круче 1:1,5. С нагорной стороны выемки устра­ивают нагорную канаву для сбора воды с прилегающей местности и отвода ее от пути. Размер нагорной канавы: высота — 0,60 м, глубина — 0,60 м, откосы 1:1,5.

Продольный уклон нагорной канавы принимают не менее 0,003. Для стока воды с низовой стороны от выемки кавальер отсыпают с разры­вами шириной понизу не менее 1 м через каждые 50 м. При сооружении выемки в глинистых грунтах предусматривают устрой­ство под балластной призмой защитного слоя из дренирующих грунтов (или в комбинации дренирующего грунта и геотекстиля) (рис.

1.21). Толщина за­щитного слоя так же, как при сооружении насыпей, принимается на основа­нии расчетов, но не менее 0,8 м для суглинков и глин, 0,5 м — для супесей. 2Рекомендуемые страницы:Воспользуйтесь поиском по сайту:

Элементы земляного полотна и типовые поперечные профили

Новости 30.04.2021 30.04.2021 30.04.2021 29.04.2021 29.04.2021 29.04.2021 28.04.2021 28.04.2021 22.11.2018 Земляное полотно представляет собой сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги (рис.

2.4).В земляном полотне обычно рассматриваются его верхняя часть (рабочий слой), основания насыпи и выемки, устройства для поверхностного водоотвода, дренирующие сооружения, защитные гидротехнические сооружения. Верхней частью считается слой уплотненного грунта толщиной не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.Основание насыпи представляет собой массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при малых насыпях — ниже границы рабочего слоя.При устройстве дренирующего слоя его возвышение над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, над поверхностью земли в откосах насыпи, а также над расчетным уровнем воды в кюветах должно быть не менее 0,2 м.Бровка земляного полотна — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земполотна в месте их сооружения.Кромка проезжей части — линия, отделяющая проезжую часть от обочины.Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой, необходимая для предохранения краев (кромок) от разрушения, а также для размещения остановочных полос, барьерного и тросового ограждения, средств сигнализации и других устройств, обеспечивающих безопасность движения.

Верхней частью считается слой уплотненного грунта толщиной не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.Основание насыпи представляет собой массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при малых насыпях — ниже границы рабочего слоя.При устройстве дренирующего слоя его возвышение над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, над поверхностью земли в откосах насыпи, а также над расчетным уровнем воды в кюветах должно быть не менее 0,2 м.Бровка земляного полотна — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земполотна в месте их сооружения.Кромка проезжей части — линия, отделяющая проезжую часть от обочины.Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой, необходимая для предохранения краев (кромок) от разрушения, а также для размещения остановочных полос, барьерного и тросового ограждения, средств сигнализации и других устройств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть грунтовые или укрепленные различными материалами.

Ширина обочин зависит от категории дороги.По своему назначению обочины по ширине подразделяются:• на краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;• остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;• прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.Укрепление обочин выполняют для повышения пропускной способности автомобильных дорог, а также для удобства и безопасности движения.В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от просачивания поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.Откос представляет собой наклонную поверхность, которая ограничивает искусственное земляное сооружение или склоны естественного рельефа.Ширина земляного полотна — расстояние между бровками; нормируется в зависимости от категории дороги.Подошвой насыпи является нижняя поверхность насыпи, опирающаяся на подстилающий грунт.Заложение откоса — горизонтальная проекция откоса.

Наклон его к горизонту, т.е. его крутизна, выражается отношением высоты откоса к его горизонтальному заложению; при этом высота откоса условно принимается за единицу.Полоса отвода — территория вдоль дороги, представляемая в установленном порядке для размещения соответствующих конструктивных элементов автомобильной дороги и ее сооружений, а также необходимые для содержания и использования указанных элементов здания, сооружения, защитные и декоративные насаждения и устройства.Придорожные полосы — участки земли, прилегающие с обеих сторон к постоянной полосе отвода, создающие нормальные условия эксплуатации автомобильных дорог и их сохранность, обеспечивающие требования безопасности населения.

Рекомендуем прочесть:  Допускаемое норма перегруз

В границах этих участков устанавливается особый режим использования придорожных полос, включая строительство зданий и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.Различают постоянную полосу отвода (рис. 2.5), границы которой располагаются на расстоянии 1 м от нижней части откосов земляного полотна (слева и справа), и временную.Постоянная полоса отвода предназначена для размещения дороги и ее сооружений и нормируется в зависимости от категории дороги. Временная полоса отвода служит для размещения боковых кювет-резервов, временного складирования дорожно-строительных материалов и конструкций, маневрирования машин и механизмов в процессе строительства, размещения валов почвенно-растительного грунта.

В состав земли автомобильных дорог входят полосы отвода, а также земельные участки, относящиеся к землям транспорта, предоставляемые в установленном порядке для размещения на них объектов, необходимых для осуществления дорожной деятельности.Прочность и устойчивость земляного полотна обеспечиваются:• соблюдением проектных геометрических параметров;• отводом поверхностных вод и отводом влаги из-под конструкции дорожной одежды;• необходимым возвышением бровки земляного полотна над уровнем грунтовых и поверхностных вод;• возведением земляного полотна из устойчивых грунтов с послойным уплотнением до требуемого значения;• назначением оптимальной крутизны откосов насыпей и выемок с предохранением их поверхности от оползания, водной и ветровой эрозии.От устойчивости и прочности земляного полотна в значительной степени зависят эксплуатационные показатели и срок службы дорожной одежды.В устойчивости земляного полотна большую роль играет регулирование его водно-теплового режима, под которым понимается комплекс инженерных мероприятий: обеспечение поверхностного водоотвода; возвышение низа конструкции дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых вод; использование грунтов, не склонных к льдообразованию или увеличению объема при насыщении водой; надлежащее уплотнение грунтов; устройство дренажей и различных прослоек в теле насыпи.На косогорах устойчивость земляного полотна связана с правильной врезкой его в склон рельефа, устройством дренажей глубокого заложения, подпорных стен и других инженерных сооружений.Конструкции земляного полотна могут быть типовыми и индивидуальными (рис. 2.6).Индивидуальные поперечные профили земляного полотна разрабатываются при неблагоприятных инженерно-геологических и гидрологических условиях:• насыпи высотой более 12 м;• выемки глубиной более 12 м;• болота глубже 4 м;• слабые грунты;• многолетнемерзлые грунты;• оползневые склоны;• глубокие балки и овраги;• избыточно засоленные грунты и такыры;• карстовые проявления;• селевые потоки;• снежные лавины;• каменные осыпи;• при использовании средств гидромеханизации;• при использовании буровзрывных методов.Насыпи высотой до 2 м устраиваются из привозных грунтов с заложением откосов 1:4, что обеспечивает безопасный съезд автомобилей с дороги при экстренных обстоятельствах. При устройстве земляного полотна высотой до 2 м из боковых кювет-резервов откосы принимаются также с уклоном 1:4, а дну резервов придается поперечный уклон 20.30 % в сторону от дороги, так как ограждающие конструкции при этой высоте не предусматриваются.Геометрическая форма и конструкция земляного полотна должны способствовать незаносимости его снегом и песком.

Снегозаносимость обеспечивается назначением пологих откосов насыпей и выемок (от 1:4 до 1:6), возвышением бровки земляного полотна на 0,4.0,6 м над поверхностью снегового покрова (в данной местности при расчетной вероятности превышения 5 %), ограждением дороги зелеными насаждениями и снегозащитными устройствами. В лучших условиях по снегозаносимости находятся участки трассы, проложенные вдоль господствующих в зимнее время ветров.Земляное полотно должно обеспечивать требуемую безопасность автомобильного движения, сохранять проектные очертания в течение заданного срока службы: предупреждать образование размывов, просадок и морозного пучения свыше расчетных значений (рис.

2.7), обеспечивать достаточную прочность грунтов верхней части земляного полотна в расчетный период года; гармонично сочетаться с окружающим ландшафтом; облегчать применение комплексного механизированного способа возведения и содержания.На грунты земляного полотна воздействуют нагрузки от проезжающих транспортных средств и дорожной одежды; погодно-климатические факторы, которые вызывают процессы увлажнения-высыхания и замерзания-оттаивания, что изменяет свойства грунтов. Значительные напряжения от проезжающих автомобилей возникают в верхней части насыпей до глубины 0,6.1,0 м от поверхности покрытия.Из-за хаотичного накопления влаги при процессах замораживания-оттаивания может происходить неравномерное поднятие и опускание поверхности земляного полотна, что приводит к образованию деформаций дорожной одежды.Прочность земляного полотна во многом зависит от технологических параметров, основным из которых является обеспечение необходимой степени уплотнения грунтов, а также от рационального расположения в его теле различных грунтов. Более прочные грунты целесообразно помещать в верхнюю часть насыпи.

Земляное полотно в своем объеме должно быть однородным по физическому состоянию грунтов. Повышение его однородности приводит к повышению надежности в период эксплуатации.

Имя:* E-Mail: Комментарий: Добавить

Устройство земляного полотна.

Земляное полотно является одним из главных элементов железнодорожного пути, от состояния которого зависит исправность всего пути.

Земляное полотно (ЗП), служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий.

Земляное полотно должно иметь такую форму и размеры, которые могут надежно выдерживать нагрузки от проходящего подвижного состава, а также обеспечивать долговечность при воздействии атмосферных явлений. Прежде чем уложить его, необходимо убрать растительный слой, обладающий несущей способностью, выровнять земляную поверхность на трассе пути срезками грунтов в одних местах и подсыпках в других.

При этом устраивают различные водоотводные и укрепительные сооружения, а верху и откосам земляного полотна придают соответствующие уклоны, чтобы не задерживалась вода и не происходило осыпание грунта. Виды земляного полотна: 1) Выемка – инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли.

Выемка имеет два откоса. Рисунок 1 – Типовой поперечный профиль выемки Рисунок 2 – Выемка на железной дороге Основные элементы выемки: — кюветы – продольные канавы для отвода воды с каждой стороны основной площадки; — основная площадка выемки – поверхность выемки, на которую укладывается ВСП; — кавальер – вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта; — нагорные канавы – сооружаются на склонах выше выемки для перехвата и отвода воды выемки; — банкет сооружается на полосе между кавальером и бровкой откоса выемки, с поперечным уклоном в сторону от откоса для отвода воды в забанкетную канаву; — откос выемки – боковая наклонная часть выемки. 2) Насыпь – сооружение из насыпного грунта.

Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли.

Насыпь имеет два откоса. Основная площадка – это поверхность ЗП, на которую укладывается верхнее строение пути (ВСП). На однопутных линиях основная площадка имеет форму трапеции, на двухпутных – треугольной формы (для связных грунтов). Поперечным профилем земляного полотна называется поперечный разрез его вертикальной плоскостью, перпендикулярный оси пути.

Рисунок 3 — Типовой поперечный профиль насыпи Рисунок 4 – Насыпь на железной дороге Основные элементы насыпи: — основание – полоса земли, на которую опирается насыпь; — берма – полоса между подошвой насыпи и ближайшим водоотводом; — основная площадка – поверхность насыпи, на которую укладывается ВСП; — бровка – линия сопряжения основной площадки с откосом; — подошва – линия сопряжения откоса с основанием; — резерв – вспомогательная выемка, из которой брался грунт для отсыпки насыпи из местного грунта; — откос насыпи – боковая наклонная часть насыпи.

3) Полунасыпь – инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один.

Рисунок 5 – Полунасыпь Рисунок 6 – Полунасыпь на железной дороге 4) Полувыемка – инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один. Рисунок 7 – Полувыемка Рисунок 8 – Полувыемка на железной дороге 5) Полунасыпь–полувыемка – основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки. Рисунок 9 – Полунасыпь-полувыемка Рисунок 10 – Полунасыпь-полувыемка на железной дороге

Элементы, сооружения и конструкции земляного полотна

>> Анкерные удерживающие конструкции — один или несколько рядов так называемых анкерных затяжек, каждая из которых состоит из анкерной плиты и анкерной тяги, предназначены для обеспечения устойчивости оползневых склонов.

Армогрунт — армированный грунт, создаваемый путем конструктивного и технологического объединения грунтовых слоев и арматуры в виде металлических, пластмассовых полос, расположенных горизонтально, способных выдержать значительные по сравнению с грунтом растягивающие усилия.

Банкет — сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами. Барраж (запруда) — сооружение, предназначенное обеспечивать требуемую устойчивость склона (откоса) в оползневой или обвальной зонах.

Различают: поддерживающий, улавливающий и перепускной. Берегозащитные сооружения — система устройств для защиты автомобильных дорог, проходящих по берегу, от оползней, а также от абразии (разрушения волнами и прибоем берегов морей, озер, водохранилищ) и боковой эрозии. Устраивают в виде волноотбойных стен, подводных и надводных волноломов (для защиты подводного склона) и бун (для защиты надводных склонов и приурезовой зоны), а также глыбовой наброски, габионов и наброски фигурных железобетонных блоков.

Основная задача сводится к гашению энергии волны, накоплению наносов на пляже и в пределах прибрежной акватории.

Берма — горизонтальная или слегка наклоненная полоса (площадка), устраиваемая на поверхности откоса насыпи или выемки с целью повышения общей устойчивости откоса и прохода машин при производстве строительных и ремонтных работ на откосе. Буна — сооружение, являющееся разновидностью запруд для защиты берегов и конусов от размыва. К ним относят тюфяки, каменные наброски, мощение.

Быстроток — водоотводное сооружение в виде сборного лотка из нежестко соединенных железобетонных секций телескопической конструкции. Устраивается на больших склонах и рассчитывается на высокие скорости течения воды.

Служит для отвода воды от нагорных и других канав и заканчивается водобойным колодцем.

Водобойный колодец — сооружение водоотвода, предназначенное для гашения энергии воды, движущейся по быстротоку или перепаду. Водонепроницаемые экраны — сооружения, предназначенные для создания мерзлотной перемычки в потоке наледеобразующих вод и вывода их на поверхность в удалении от искусственных сооружений. Водоотвод дорожный — комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном полотне.

Водоотводные устройства — комплекс сооружений, отводящих воду от земляного полотна и дорожной одежды и предотвращающих их переувлажнение (боковые канавы, лотки, водосборные колодцы, водопоглощающие и дренажные устройства).

Водосток (ливневая канализация) — система отвода поверхностных вод в городах, предназначенная для сбора и отвода дождевых и талых вод, вод от полива и мытья улиц, вод из дренажных систем и внутренних водостоков зданий.

Различают открытую систему, состоящую из лотков и кюветов, входящих в поперечный профиль улиц, водоотводных канав, тальвегов, русел малых рек, закрытую — состоящую из сети трубопроводов, водоприемных и смотровых колодцев и камер и смешанную — включающую элементы закрытой и открытой сети. Воронки трубчатые — дренажные трубы с приемной частью из чистого щебня, гравия или фильтрующего бетона, прокладываемые под обочинами для отвода воды из дренирующих слоев дорожной одежды и осушения верхней части земляного полотна. Выемка — земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

Раскрытая выемка — мелкая выемка, устраиваемая с пологими откосами (более 1:10) для облегчения переноса через нее снега ветровым потоком.

Разделанная под насыпь — выемка с пологими откосами и боковыми резервами, устраиваемая для уменьшения заносимости ее снегом. Выемка глубокая — выемка глубиной более 12 м в глинистых, песчаных или крупнообломочных грунтах, более 16 м — в скальных грунтах. Выпуск дренажный — поперечные выпуски из продольных дрен, устраиваемые из длинномерных труб диаметром 8-10 см.

Элемент дренажной конструкции мелкого заложения. Уклон труб-выпусков принимают больше уклона продольных дрен, но не менее 0,04-0,05.

Расстояния между поперечными выпусками устанавливают с учетом продольного уклона дороги и рельефа местности.

Геокомпозит — составной материал, среди компонентов которого имеется, по крайней мере, один геотекстильный материал или материал, содержащий геотекстиль.

Геомембрана — тонкая гибкая непрерывная геосинтетическая пленка, непроницаемая для жидкостей даже в условиях эксплуатации, которая применяется для защиты грунта от проникновения воды или для удержания воды в пределах определенного слоя грунта. Существуют также битумные геомембраны. Георешетка — геосинтетический материал в виде равномерной сетки из соединенных в одно целое полимерных элементов, работающих на растяжение; геометрические параметры отверстий сетки (решетки) обеспечивают значительное механическое сцепление с грунтом.

Геосетка — геосинтетический материал, в котором сетка связана узлами и в котором отверстия шире, чем элементы плетения.

Геотекстиль — тканый или нетканый рулонный строительный материал, изготавливаемый из различного волокнистого сырья со значительной долей синтетических компонентов и используемый в качестве прослоек для различных целей при строительстве, реконструкции и ремонте земляных сооружений. Геотекстиль нетканый — геосинтетический материал в виде полотна, тонкого листа или войлока, изготовленного из направленных или произвольно ориентированных волокон, скрепленных посредством трения и/или когезии и/или адгезии.

Геотекстиль тканый — геосинтетический материал, получаемый путем переплетения, обычно под прямым углом, двух или нескольких компонентов пряжи, волокон, нитей, лент или других элементов. Глубина выемки — расстояние от уровня дневной поверхности грунта до низа дорожной одежды по оси земляного полотна в выемке.

Дно корыта — условное определение уплотненной поверхности земляного полотна с боковыми валиками или без них, на которой непосредственно устраивают дорожную одежду.

Различают вырезное (на участках нулевого профиля, выемок и невысоких насыпей) и присыпное корыто — на участках насыпей высотой не менее толщины дорожной одежды. Дрена вертикальная песчаная (пластиковая) — сооружение в толще слабого основания (болото), в плане дрены располагают в шахматном порядке, что позволяет ускорить осадку земляного полотна на болотах за счет ускорения фильтрации воды из основания. Дрена вертикальная ребристая — дренажная конструкция, установленная между проезжей частью и укрепленной засевом трав обочиной дороги, для сбора воды, которая просачивается в дорожную одежду, и для предотвращения проникания воды из обочины, укрепленной засевом трав, на проезжую часть.

Дрена трубчатая — водоотводное устройство закрытого типа, состоящее из полых элементов с перфорированными или пористыми стенками, для отвода воды из-под дорожной одежды или для осушения подстилающего слоя с выходом на дневную поверхность. Дрена фильтрующая — дрена, представляющая собой канаву, обычно глубиной 1 м, с трубой из пористого перфорированного материала или с открытыми швами, которая уложена и засыпана пористым материалом. Дрена используется для сбора как поверхностной воды, так и для закрытого дренажа («фильтрующая дрена», обычно шириной 0,6 м) или только для закрытого дренажа («дрена французская», обычно шириной около 0,15 м).

Дренаж — геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод.

Различают дренажи: откосный, перехватывающий и подкюветный. Дренаж прерывающий — сооружение на откосах выемок и насыпей на косогорах для перехвата грунтовых вод из водоносного слоя и недопущения их выхода на откос.

Устраивается также на спусках автомобильных дорог, на участках перехода из мокрых выемок в насыпь. Дренаж противооползневый — сооружение в виде системы открытых или закрытых канав для перехвата подземных вод выше оползневого участка. Дренажная воронка — водоотводное сооружение закрытого типа, сооружаемое под обочинами по обеим сторонам дорожной одежды в шахматном порядке и заполняемое дренирующим материалом для отвода воды или осушения верхней части земляного полотна, с выходом на дневную поверхность.

Дренажная прорезь (завеса) — совершенный тип дренажа для дренирования подземных вод в верхней части косогора (на обоих склонах).

Заглубляют в водоупор при глубине перехвата водоносного слоя до 3 м. Располагают по возможности перпендикулярно к направлению перехватываемых потоков подземных вод. Дренажная траншея — сооружение, представляющее собой ров, параллельный оси дороги и располагаемый в толще слабого основания (болото), для ускорения осадки земляного полотна.

Дренажные сооружения — комплекс сооружений, предназначенных для понижения уровня и сбора грунтовых вод с их отводом из земляного полотна и из-под дорожных одежд. Различают: горизонтальный дренаж, к которому относятся трубчатый дренаж, сплошная прорезь, дренажная галерея, горизонтальные скважины (дрены), и вертикальный дренаж — забивные и сквозные фильтры, колодцы, сифонный дренаж. Дренажные устройства укладывают: выше водоупора глубокого залегания (несовершенный дренаж); на поверхность или ниже водоупора при неглубоком его залегании для полного перехвата подземных вод (совершенный дренаж).

Дюза — щит, устанавливаемый на столбах и располагаемый почти параллельно подветренному склону, способствует увеличению скорости снего-ветрового потока в приземном слое, что препятствует образованию лавин. Земляное полотно — сооружение, предназначенное для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги. Возводится из местных или привозных грунтов с обеспечением устойчивости самого земляного полотна, его обочин, откосов и естественных подстилающих грунтов.

К земляному полотну относят связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства и др. Земляное полотно улучшенное — слой, устраиваемый путем обработки материала земляного полотна на месте строительства. Зероторы (охлаждающие установки С.И.

Гапеева) — металлические замкнутые трубы, погруженные в грунт до водоупора и заполненные керосином; предназначены для создания мерзлотной перемычки. Иглофильтр — оборудование для глубинного водопонижения в грунтах с коэффициентом фильтрации от 2 м/сут.

при невозможности применения открытого водоотлива.

Высота всасывания 7-8 м. Кавальер — отвал грунта, насыпь, отсыпаемая в стороне от дороги из грунта, не использованного для возведения земляного полотна при разработке выемки. Канава боковая (кювет) — канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.

Канава водоотводная — канава, предназначенная для пропуска воды из боковых канав и резервов или находящихся в пределах дорожной полосы котловин в ближайшие водоемы или пониженные места рельефа.

Канава забанкетная — канава, располагаемая между банкетом и отвалом, собирающая воду, которая может стекать с отвала в выемку. Канава нагорная — канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.

Канава осушительная — канава для понижения уровня грунтовых вод в местах, где они расположены вблизи от поверхности земли при прохождении дороги в заболоченной местности. Канава перехватывающая — сооружение в виде сети каналов, прокладываемых под острым углом к направлению движения оползня с бетонированием их дна и стенок.

Канава поперечная — водоотводная канава, сооружаемая при ожидаемом большом скоплении воды для спуска ее из боковых канав в сторону от земляного полотна. Каптаж противооползневый — сооружение в виде колодца с дренажной засыпкой и дренажной трубой, сооружаемое на откосах выемок, если прорезан водоносный слой или при наличии выхода постоянных источников (родников). Служит для организованного отвода подземных вод, выходящих на дневную поверхность, и для предотвращения размыва ими откосов.

Колодец водосборный — устройство, перехватывающее в определенных местах дороги поверхностные воды и отводящее их через другие водоотводные устройства. Колодец поглощающий — колодец или буровая скважина, служащие для спуска грунтовых вод, залегающих близко от поверхности земли, в более глубокие водонепроницаемые слои, способные поглощать воду. Устраивают преимущественно в равнинной местности для улучшения условий эксплуатации земляного полотна.

Кольктафель — противолавинное сооружение снегорегулирующего действия, представляющее собой отдельно стоящие устройства, имеющие в сечении форму трапеции. Контрбанкет — инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде присыпки к насыпи взамен подпорных стен.

Сооружается на особо крутых косогорах у подошвы насыпей или полунасыпей-полувыемок в целях их укрепления или борьбы с выпором оснований. Контрфорс — отдельно стоящий элемент каменной кладки на растворе или из бетона, подпирающий наклонные пласты породы верхового откоса земляного полотна (верхового склона). Корыто — углубление в земляном полотне для размещения в нем дорожной одежды.

Лоток — придорожная водопропускная канава небольшой глубины (овального или треугольного поперечного профиля) с пологими мощеными откосами. Устраивается на пересечении периодически действующих водотоков (с глубиной воды не более 0,2 м) или для пропуска воды поверх проезжей части — перепускной лоток. Лоток придорожный — неглубокий лоток для стока поверхностных вод.

Лоток прибордюрный — разновидность лотка, устраиваемого вдоль бортового камня (бордюра).

Лоток телескопический — для отвода поверхностных вод по откосу насыпи или выемки.

Сборная конструкция из железобетонных элементов трапецеидальной формы, вдвигаемых один за другим узкой частью в верхнюю, более широкую часть ранее уложенного элемента.

Насыпь — инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли. Обочина — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочины могут быть необработанные (грунтовые) и укрепленные асфальто- и цементобетоном, местными материалами (щебнем, гравием, шлаком) или засевом трав.

Ширина обочин нормируется в зависимости от категории дороги. Основание выемки — массив грунта ниже границы рабочего слоя.

Основание естественное — массив грунта в условиях естественного залегания, используемый в качестве несущего основания насыпи. Основание насыпи — подстилающий естественный грунт с ненарушенной структурой, на котором сооружают земляное полотно. Основание насыпи слабое — основание, в котором в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов общей мощностью не менее 0,5 м.

Отвал грунта — насыпь, образуемая в результате размещения вскрышных пород на специально отведенных площадях. Отвал может занимать и отрицательные формы рельефа — низины, овраги и т. п. участки. Откос земляного полотна — поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений.

Откосная часть — у насыпи — часть насыпи, расположенная между поверхностью откоса и вертикальной плоскостью, проходящей через бровку земляного полотна; у выемки — часть грунтового массива, расположенная со стороны оси земляного полотна и ограниченная вертикальной плоскостью, проходящей через бровку выемки. Отмостка — укрепление поверхности земляного полотна штучным материалом (мощением) у низовой стороны водопропускной или дренажной трубы, а также на периодически затопляемом участке для предотвращения эрозии грунта.

Перепад — элемент водоотвода в виде канавы, имеющей в продольном профиле ступенчатую форму для уменьшения скорости течения воды.

Устраивают перепады при значительных уклонах для предотвращения размыва.

Поверхность земляного полотна — поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда. Поглощающие устройства — водоприемные устройства, отводящие воду в нижние пористые водопроницаемые слои подстилающего грунта. Подошва насыпи — нижняя поверхность тела насыпи, опирающаяся на естественный грунт.

Полка земляная — поверхность уступа, устраиваемого на устойчивых склонах (крутизной более 1:3) путем врезки в косогор. В тех случаях, когда не могут быть выполнены откосы требуемой крутизны, устраиваются подпорные или одевающие стены. В выемках между подошвой нагорного откоса и канавой (на уровне бровки) предусматриваются полки шириной 0,5-1,0 м.

Полоса отвода — полоса местности, выделяемая для расположения на ней дороги, постройки вспомогательных сооружений и посадки придорожных зеленых насаждений. Различают также полосу, временно отведенную для устройства боковых резервов, карьеров, которая после окончания строительства подлежит рекультивации и возврату землепользователям. Полувыемка-полунасыпь — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или в отвал.

Прослойка геотекстильная — прослойка в земляном полотне или в конструкции дорожной одежды из геотекстиля. Различают армирующие, дренирующие, капилляропрерывающие, защитные и технологические прослойки. Прослойка изолирующая — дополнительный конструктивный водонепроницаемый слой.

Устраивается в теле земляного полотна, когда невозможно обеспечить требуемое расстояние низа дорожной одежды над уровнем воды или поверхностью земли.

Различаются прослойки: сплошные и замкнутые (толщиной 3-8 см) или капилляропрерывающие (толщиной 10-15 см). Глубина заложения от поверхности покрытия не менее 0,9 м для II дорожно-климатической зоны и на 0,2 м выше возможного наивысшего горизонта грунтовых вод или длительного подтопления насыпи.

Резерв — территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используют для отсыпки насыпи автомобильной дороги. Закладывается непосредственно у основания насыпи с одной или двух ее сторон или с нагорной стороны, а если невозможно, — вдали от дороги на отведенном участке сосредоточенного грунтового карьера. Слани — деревянные настилы, устраиваемые на слабых грунтах в основании насыпи, обеспечивающие равномерное распределение нагрузок.

Слой земляного полотна рабочий — верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности проезжей части. Слой земляного полотна улучшенный — дополнительный (необязательный) слой из необработанного или обработанного каменного материала, расположенный в пределах рабочего слоя земляного полотна, устраиваемый с целью улучшения свойств дорожного основания. Стена волноотбойная — сооружение, устраиваемое для защиты участков автомобильной дороги от воздействия речных и морских вод при наличии береговых оползней.

Стена заградительная — сооружение, устраиваемое на склонах для задержания осыпи и предотвращения ее выхода к автомобильной дороге.

Стена одевающая — сооружение, предназначенное для защиты откосов выемки в грунтах, легко поддающихся разрушению под влиянием атмосферных воздействий.

Выполняют из бетона или каменной кладки наклонными или вертикальными слоями, одно — или многоярусными в тех случаях, когда распор близок к нулю. Применяют главным образом при мергелистых и тонкоплитчатых сланцевых грунтах, в глубоких выемках и для защиты делювиальных грунтов, содержащих значительное количество мелких частиц.

Обязательно устройство застенного дренажа с отводом воды. Стена подпорная — сооружение, предназначенное для удержания от обрушения находящегося за ним грунта и воспринимающее расположенные на его поверхности нагрузки. Устраивают взамен откосов насыпей, на крутых склонах в полувыемке, в оползневых и сейсмических районах, на косогорах, на берегах рек и морей, в районах осыпей и др.

Строят из железобетона, бетона, каменной кладки, из габионов и ряжей.

Обязательно устройство застенного дренажа с отводом воды в сторону.

Различают подпорные стены: верховые, расположенные выше поверхности дороги, и низовые, расположенные ниже поверхности дороги.

Стена подпорная верховая — сооружение, предназначенное для обеспечения устойчивости верхового откоса полувыемки, при придании откосам большой крутизны.

Стена подпорная низовая — сооружение, предназначенное для обеспечения устойчивости полунасыпи в пределах ее низового откоса, или ограничения земляного полотна по внешней бровке.

Траншеи-полки — сооружения капитального типа, устраиваемые на склонах для улавливания осыпей в целях предохранения автомобильной дороги от завала.

Улавливающая траншея — сооружение трапецеидальной формы, предназначенные для защиты дорог от обвалов с верховой стороны земляного полотна вдоль дороги на пологих участках горных склонов. Улавливающие стены — сооружения, предназначенные для защиты дорог от обвалов горных склонов с верховой стороны. Устраивают в скальных грунтах, как и подпорную стену, из каменной кладки или монолитного бетона с устройством амортизирующей отсыпки.

Обсуждения
Громкая музыка днем у соседей что делать

Оглавление:Что делать, если соседи шумят днемЧто делать, если...

Комментариев  0
Як відновити сторінку вконтакті

Оглавление:Восстановление страницы ВКонтакте после взлома,...

Комментариев  0
Куда подавать на алименты если прописана в пензенской области

Оглавление:Алименты как взыскать в селе Бессоновка в 2021 годуКак...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top