Главная - Другое - Как переехать на курильские острова

Как переехать на курильские острова

Как переехать на курильские острова

Сколько стоит жизнь на Курилах? Или жизнь в служебной квартире.


7 февраля 2021956 прочитали2 мин.1,5 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы956 прочитали до концаЭто 60% от открывших публикацию2 минуты — среднее время чтенияКурильские острова – это часть Сахалинской области. Всего более 50 островов, крупнейшие из которых Итуруп (г.

Курильск), Кунашир (пгт. Южно-Курильск) и Шикотан (два поселка с предприятиями). «Авито» выдало всего лишь три объявления о продаже недвижимости в Южно-Курильске. Трехкомнатная квартира – 4 млн рублей.

По такой же цене можно найти жилье и в других регионах, а то и дешевле.

На многих предприятиях региона дают служебные квартиры высококвалифицированным специалистам. Или компенсируют 50-100% стоимости аренды жилья.

Есть и рабочие общежития. За последние два года построили несколько многоэтажных домов. Пытались привлечь к этому вопросу японцев.

Они обещали, но пока до реальных дел не дошло. Те, кто сейчас переезжают на острова, очень редко покупают жилье. Все из-за того, что работает программа по предоставлению служебных квартир.

И как оказалось, это выгодно и людям, и государству.

В последние месяцы появилась эдакая мода на Курилы.

Так что может быть людей там станет еще больше. Мне не довелось пока побывать на Курилах, так что ориентируюсь на цены, которые мне называли знакомые ребята из Сахалинского края (Курилы относятся к этому региону).

По сравнению с Центральной Россией цены на продукты здесь в полтора-два раза выше. Гречка – около 150 р/кг, яблоки – 150-200 р/кг, помидоры – 350-400 р/кг, докторская колбаса – 650-800 р/кг.На товары первой необходимости ценник стараются сдерживать, а вот колбаса/сосиски и другие вкусности доступны не каждому. Продукты привозят кораблями с большой земли через Сахалин.

Именно из-за этого такие большие наценки. Зимой наступает сезон штормов, и связь с большой землей может быть прервана. Поэтому местные стараются запастись заранее.

В рационе жителей островов преобладает рыба. И если в Москве и других городах некоторые едят горбушу не чаще одного раза в пять лет, а то и реже, то на Курилах местные ее уже видеть не могут. С этим тут вообще сложная ситуация.

Рабочие на заводах и военные получают форму. Но нужно же и многое другое. Детей в школу одеть, самим что-то купить.

Еще пять лет назад за этим нужно было ехать на большую землю. Теперь стало проще. Становится больше людей, а значит — появляются и магазины. Но выбор все равно пока оставляет желать лучшего.

Как это было несколько лет назад. Больниц было мало, и не хватало порой узких специалистов, но людей лечить все-таки могли. Из города Курильска каждый год выезжала особая , в ходе которой врачи объезжали острова и проверяли здоровье взрослых и детей.

Сейчас экспедиции стали более продуктивными. Врачи смогли брать с собой и узи-аппаратуру, и другую технику.

Появились амбулатории в селах. В целом все не так плохо. В 2015 году на Шикотане открылся новый . На работу стали приглашать специалистов с большой земли.

Почти все они получили и работу, и квартиру.

В городе Курильск есть кинотеатр. Там показывают все то, что идет и в других городах.

Правда, может все не настолько круто как в торгово-развлекательных центрах столицы, но для местных – и это радость. Расписание сеансов можно посмотреть .Здесь уже есть все — пиццерии, кафе, аптеки и мини-маркеты, парикмахерские и даже салоны «МТС» и «Вестерн Юнион» (на увидела). Панорамы карты пока не показывают.

А жаль. Думаю, многим было бы интересно.

В целом – Курилы не такая уж и далекая земля.

Там живут люди. И жизнь их порой даже интереснее, чем наша. .

Южные Курилы — как они живут сегодня

skurlatov1 30 января 2021, 01:34 Категории:

  1. Россия
  2. Путешествия
  3. Отменить
  4. Общество

ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ (23 января 2021 года https://fn-volga.ru/article/view/id/624?fbclid=IwAR3Lu5aXJduOW2l5kwWltkJMYG6oOxGxYQwrs2-YQ_bg_0AYwAZyUiSR1HI Курилы, как вы там? Рассказывают жители островов 23.01.2019 // 16:38Гульмира АмангалиеваКомментарии:1 Просмотры: 3640Фото — Андрей Севальнев Россия на очередной волне патриотизма.

На этот раз – из-за Курил и возможной передачи южных островов Японии. Причем в победу российской дипломатии верят далеко не все. В Балашове, Москве и других городах страны россияне устраивают пикеты и митинги, подписывают петиции, оставляют на форумах в соцсетях комментарии под общим настроением «хрен вам, а не Курилы!» А что думают по этому поводу сами жители Курильских островов?
В Балашове, Москве и других городах страны россияне устраивают пикеты и митинги, подписывают петиции, оставляют на форумах в соцсетях комментарии под общим настроением «хрен вам, а не Курилы!» А что думают по этому поводу сами жители Курильских островов? И как живется там, на краю России?

ЖИТЬ НА КУРИЛАХ – БЫТЬ В ИЗОЛЯЦИИ? Курилы находятся в составе Сахалинской области и ближе всего расположены к острову Сахалин и полуострову Камчатка, по сути, на краю света и уж точно – на самой окраине России. Считают ли жители Курил себя не такими, как все россияне?

Насколько оторваны они от большой земли?

Валерий Артемьев, судовой механик ЗАО «Гидрострой» (Курильск, остров Итуруп): – То, что мы другие, это есть немного. Если встретишь кого-то где-то на материке – это уже чуть ли не родня. Оторванность, конечно, ощущается.

И издалека как бы больше видно, что в стране творится – а творится в стране черт знает что. Нас это обходит стороной, но все равно ощущается.

У нашего острова Итуруп есть регулярное сообщение только с Сахалином, которое сейчас довольно неплохое в сравнении с прошлым, но всё зависит от погоды и лукавого. Стоимость авиабилета до Южно-Сахалинска недавно разделили: для местных (с пропиской) билет в один конец стоит шесть тысяч рублей, для всех остальных – 16 тысяч. До Сахалина, порта Корсаков, можно также добраться пароходом по старой цене начиная от пяти тысяч рублей.

Пароход еще ходит между островами Кунашир, Шикотан, Итуруп. Высокопоставленные гости могут позволить себе и полет из Хабаровска, и не знаю откуда там еще, средний «Боинг» садится.

В экстренной ситуации при хорошей погоде может полететь сансамолет или вертолет до Сахалина – правда, в зависимости от социального статуса больного. Внутри острова сообщение между населенными пунктами есть, но не хватает того, что и всей России – нормальных дорог. Хотя в последние лет восемь кое-что асфальтировали, порядка 30 километров… Проблемы с поставками продуктов и товаров у нас бывают только в непогоду – а в осенне-зимний период она постоянно.

Но люди здесь привычные ко многому, в том числе и к перебоям с продуктами.

Необходимое всегда есть. Пассажирское судно «Игорь Фархутдинов», курсирующее по линии «Корсаков — Курильские острова».

Фото — Валерий Артемьев ПОХОЖИ ЛИ КУРИЛЫ НА ОСТАЛЬНУЮ РОССИЮ?

На Курилах проживает 20 тысяч человек. Три самых крупных населенных пункта – Южно-Курильск (7,7 тысячи человек), Северо-Курильск (2,5 тысячи человек) и Курильск (1,6 тысячи человек). Свойственны ли Курилам те же экономические проблемы, что и большинству населенных пунктов провинциальной России?

Ольга Фиолетова, многодетная мама, в 2003-2013 годах жила в Северо-Курильске, остров Парамушир: – Северо-Курильск, который я считаю родным, находится рядом с портом. Он небольшой, чистый и красивый. Стоит выйти за город – сразу живая природа: грибы, ягоды, дикие животные.

Если и увидишь редко мусор, то только в самом городе, но и его по весне жители сами убирают.

Несколько раз в неделю в определенное время приезжает грузовая машина за мусором.

Какого-то явного недовольства местной властью среди жителей нет, проблемы решаются. Помню, мы выступали из-за «серой» зарплаты – нас собрали, поговорили, а потом зарплата стала «белая». Из инфраструктуры здесь есть новый детский сад – люди его хвалят, говорят, что даже на материке нет таких садиков.

Есть школа – учителя там очень сильные, по своей дочке знаю (молодежь получает только среднее образование, а дальше – Владивосток, Хабаровск, Москва, Питер).

Есть больница – врачи очень отзывчивые, можно позвонить и проконсультироваться; правда, как и везде, медиков не хватает.

Сказать, что с острова все бегут, нельзя – скорее, здесь текучка.

Пожилые едут на материк, где теплее. Приезжают геологи – говорят, чего на острове только нет.

Одно время приезжали киргизы на заработки, после их отъезда цены на жилье стали падать. Мы, когда уезжали с Курил, продали свою трехкомнатную квартиру за 650 тысяч рублей, хотя купили чуть дороже.

Коммунальные услуги – дорогие, как и везде (у нас в последние годы выходило 8-10 тысяч в месяц). Некоторые сдают приезжим жилье на условиях, что квартиранты будут оплачивать только коммуналку.

Цены на продукты в Ставрополье, где я живу сейчас, ровно наполовину меньше цен в Севкуре. К примеру, там хлеб стоит от 65 рублей, яйца – от 120 рублей.

Но все продукты в магазине есть – сказывается близость Севкура к Камчатке.

В городе есть несколько крупных предприятий рыбопромысла, рыборазводящий завод. Рабочих мест достаточно, кто хочет работать, тот работает.

Но люди, на самом деле, тут выживают – так как жизнь большинства островитян зависит только от вылова рыбы. Зимой из-за штормов рыбаки мало выходят в море. Вот и зарплаты у всех, кроме администрации, плавают.

В марте может быть зарплата пять тысяч рублей, а в мае – 105, и не всегда удается ее растянуть. Северо-Курильск. Фото — Ольга Фиолетова ЯПОНИЯ – ОНА БЛИЗКО?

Минимальное расстояние между островом Кунашир Курильской гряды и японским островом Хоккайдо – 16 километров.

Как сказывается на курильчанах соседство с Японией? Мария Назарова, заведующая сектором передвижного клубного учреждения районного дома культуры (Южно-Курильск, остров Кунашир): – Близость к Японии особо не ощутима, разве что виден остров Хоккайдо.

И еще, когда проезжаешь аэропорт, сотовая связь вдруг становится японской (приходит эсэмэска о том, что ты находишься в роуминге). Особых облегченных условий для получения визы в Японию для жителей Курильских островов нет. Только сахалинцы с пропиской могут с легкостью получить визу.

Зато в августе и сентябре начинаются безвизовые поездки японцев к нам для ознакомления с нашей культурой или для посещения могил своих родственников. Наши тоже туда выезжают – те, кто ездят в безвизовых делегациях. Это те, кто прожил на Курилах не менее семи лет, или принял на ужин японскую семью, когда они приезжают к нам, или те, кто из администрации.

Там эти счастливчики занимаются шопингом, для них проводится культурная программа: мастер-классы, посещение школ, детских садов, заводов всяких и так далее.

Но не скажу, что такой туризм в Японию широко распространен и все жители там побывали.

Чаще, конечно, посещают эту страну морские – те, кто сдают им морепродукты. Раз в год приезжают японские учителя и проводят курсы, за лето три потока примерно по месяцу. Популярностью они пользуются только среди фанатов японской культуры – а их немного, процентов 15 от жителей острова… Японских компаний на острове нет.

В Южно-Курильске есть некоторые магазины, владельцы которых заказывают японский товар у людей, которые ходят на Японию (у морских). Товар следующий: кофе, разнообразные сладости, соусы, мисо-супы, кукса (лапша быстрого приготовления, ее так и называют), мороженое, БАДы, витаминки для глаз.

Товары недешевые, поэтому их закупают в основном в подарок туристы, а жители редко балуют себя. Закат за Японией. Вид из Южно-Курильска.

И ТЕПЕРЬ ПОВАЛЯТ ТУРИСТЫ? В последнее время судьбу Курил не обсуждал только ленивый.

Люди интересуются, а где это находится, как добраться, торопятся успеть попасть на острова, пока они еще в составе России. Как там обстоит дело с туризмом? Ожидают ли наплыва гостей? Андрей Севальнев, бизнесмен, автор телеграм-канала «На рубежУ» и руководитель клуба путешествий «Курилы-Тур» (Южно-Курильск, остров Кунашир): – На относительно небольшой территории острова Кунашир сосредоточено довольно много достопримечательностей, уникальных мест, есть богатый животный и растительный мир.

Ожидают ли наплыва гостей? Андрей Севальнев, бизнесмен, автор телеграм-канала «На рубежУ» и руководитель клуба путешествий «Курилы-Тур» (Южно-Курильск, остров Кунашир): – На относительно небольшой территории острова Кунашир сосредоточено довольно много достопримечательностей, уникальных мест, есть богатый животный и растительный мир.

Вот только часть из того, что стоит посмотреть: Горячий пляж, кальдера вулкана Головнина, Кипящее озеро, мыс Столбчатый, фумарольные поля вулкана Менделеева, горячие источники Столбовские, вулкан Тятя, озеро Лагунное, полуостров Весловский и многое другое. Собственных туристических организаций на Курилах нет.

У меня тоже не туристическая организация.

Но здесь есть гостиницы, проводники, инструкторы – в основном это местные жители, работающие с турфирмами Сахалина и материка.

У меня есть идея на базе своего ООО «Южно-Курильское охранное предприятие» создать информационно-координационный центр: консультировать туристов по всем вопросам, оказывать помощь в размещении. На Кунашире более или менее развиты два вида туризма: организованный, когда турагентства с материка или с Сахалина по согласованию с нашими гостиницами и гидами присылают сюда людей, и неорганизованный, дикий, когда люди сами, с рюкзаками и палатками, по своим планам и картам, передвигаются по острову. Туристы приезжают на остров в основном из России, но периодически и из других стран.

Редко, но бывают японцы без групп.

Я лично общался с туристами из Финляндии и Германии. Статистику по туризму как таковую никто не ведет. По моим наблюдениям, с каждым годом поток туристов на Кунашир постепенно увеличивается – возможно, это связано с частым упоминанием в СМИ о возможной передаче островов в Японию. Таким вот образом о Курилах могут узнавать люди.

Таким вот образом о Курилах могут узнавать люди. Природные ландшафты на острове Кунашир. Фото — Андрей Севальнев Природные ландшафты на острове Кунашир.

Фото — Андрей Севальневн Природные ландшафты на острове Кунашир. Фото — Андрей Севальнев А ЧТО ЕСЛИ КУРИЛЫ СТАНУТ ИХ?

Недавно возобновились переговоры между Россией и Японией по Южным Курилам.

На эту тему ведется очень много спекуляций.

Есть домыслы, что россиян выселят или, наоборот, сделают гражданами Японии.

Верят ли местные жители, что Курилы отдадут? И как представляют свою судьбу в таком случае?

Валерий Артемьев: – Я давно не верю, что что-то решают люди и что от нашего мнения будет что-то зависеть.

Рекомендуем прочесть:  Как проверит права еали лишеник

Какого-то поголовного опроса у местных жителей не проводилось, а инициатив и громких заявлений население не предпринимает. Но на слуху, половина не желают передачи, многие молчат, кому-то все равно, есть и ярые противники.

У нас много работников из Приднестровья, Донбасса и Луганской области – то есть из тех районов, где образовался так называемый «русский мир» (что это такое, я и сам не знаю), – так они громче всех и кричат против отдачи японцам. Многие мечтают о компенсациях (раскатали губу), есть и согласные жить совместно. Мое мнение – как патриот (хотя этого патриотизма убавляется с каждым событием, творимым руководством страны) я против передачи чего-либо.

Но мне приходилось работать в совместном экипаже на одном судне с японцами, и я думаю, хуже, чем сейчас, при совместной жизни не будет. Сейчас продолжаются безвизовые обмены групп жителей островов и японцев, начатые больше двадцати лет назад, и люди своими глазами видят разницу – как живем мы, а как японцы. Я как судовой механик сбился со счету, сколько раз был в Японии.

А впервые я там побывал в 24-дневном круизе в 1980 году. Всё мое мировоззрение на «загнивающий капитализм» тогда поменялось! Я думаю, что мы сейчас еще и близко не подошли к уровню их 80-го года.

Ольга Фиолетова: – Жителей Северных Курил это в любом случае не коснулось бы. Но когда я жила и работала там, одни говорили, что было бы хорошо, если бы Южные Курилы принадлежали японцам, потому что инфраструктура была бы такая, что с острова на остров мосты бы уже стояли.

Кто-то говорил наоборот: поработят, выкинут, лишат всего, что было дорого.

Лично я не хотела бы, чтобы Южные Курилы принадлежали японцам. Мария Назарова: – Мы относимся к таким разговорам с юмором.

Все прекрасно понимают, что можно не переживать, реальным это не может быть. Если такое всё же случится, все жители покинут этот остров, либо их «попросят» отсюда (возможно с выплатой компенсации). Мне это несложно будет сделать – я и так не коренной житель этого острова, и у меня есть место на материке, где жить и где работать.

А остальные тоже не пропадут, у всех есть родня на материке. Гражданами Японии никто не станет – японцы не дадут.

Да и наши патриоты никогда этого не допустят. Андрей Севальнев: – Жители Курил в основном относятся негативно к возможной передаче южных островов Японии.

Мы о Японии знаем не понаслышке и понимаем, как нам трудно будет адаптироваться там.

К переезду на материк готовы далеко не все курильчане, многие родились уже здесь, и у них другой родины, кроме как Курилы, не осталось.

Одиночный пикет в Балашове. Фото — Вячеслав Авдонин Ключевые слова: Курильские острова, Итуруп, Кунашир, Парамушир, Япония, территориальный спор

Живу на Курилах почти 5 лет.

Рассказываю плюсы жизни на острове Итуруп

5 марта27 тыс.

прочитали2 мин.30 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы27 тыс. прочитали до концаЭто 89% от открывших публикацию2 минуты — среднее время чтенияВ 2016 году я переехала на Курильские острова. Первый остров был Кунашир. На нем я прожила полтора года. На втором острове Итуруп я живу в настоящий момент почти 3 года.

На втором острове Итуруп я живу в настоящий момент почти 3 года. В общей сложности пять лет своей жизни я посвятила Курилам.И если раньше они для меня были полной неизвестностью, то теперь я могу смело рассказать все прелести и недостатки жизни на острове в Тихом океане.Начну с приятного.

Итак, плюсы жизни на острове Итуруп.

  1. уникальная первозданная природа. То, ради чего сюда едут туристы. То, во что ты влюбляешься с первого взгляда. То, что ты нигде больше не увидишь. Каждый остров уникален. Природа завораживает и не отпускает тебя. Белые и черные скалы, лавовые поля и тоннели, Тихий океан и Охотское море, медведи и киты, вулканы и горные хребты, горячие источники и озера. Продолжать можно бесконечно, но я всегда говорю, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  1. чистый экологический район. В условиях современного мира, это очень весомый плюс. Здесь нет промышленных загрязняющих заводов, а из производства только рыба.

    На улицах минимум машин и всегда свежий морской воздух.

  1. большие зарплаты и разные льготы. Т.к. Курильские острова приравнивают к районам Крайнего севера, то и коэффициент по заработной плате здесь двойной. Люди раньше выходят на пенсию, военнослужащие получают пайки, год службы идет, как за два.

    Здесь полностью оплачивают проезд в отпуск в любую точку России. И еще много всяких льгот и бонусов для местных жителей.

  1. тихая размеренная жизнь. Здесь нет суеты и толп людей, как в любом другом городе.

    И даже очереди в магазинах редкое явление. Курильчане живут без суеты и спешки. Торопиться то некуда, пробок нет, работа близко.

    Здесь тихо и спокойно. Итуруп — рай для интровертов.

  2. все близко и доступно. Курильск — маленький городок, всего 1500 жителей, но для жизни есть все.

    Детский сад — пожалуйста, без очереди. В феврале мы встали в очередь, в августе нас уже позвали.

    А кто-то годами ждет. В больницу надо — тоже без проблем. Пять минут дошел, сдал анализы, талон взял, всех врачей обошел и все это за полчаса. А в городе, в лучшем случае, ты только полчаса будешь до больницы добираться.

    И еще полдня в регистратуре стоять, чтоб только талон получить.

  1. доступная рыба. На Итурупе красной рыбы очень много.

    Хочешь — лови сам, не хочешь — покупай свежачок за доступную цену.

    Кто бы, что ни говорил, но свежая курильская рыба никогда не сравнится с перезамороженной московской, даже если она плавала когда-то в одной акватории.

  2. добрые отзывчивые люди. По крайней мере, курильчане так говорят про себя.

    Ну, а если серьезно, с чего бы им злыми быть — дышат чистым воздухом, в пробках не стоят, на работу не опаздывают, каждый день любуются вулканами и едят свежую рыбу. Красота же?

Это и есть основные плюсы жизни на острове Итуруп.

Если что-то упустила, можете добавить в комментариях. Но, а про минусы, будет отдельная статья. В любой бочке меда есть ложка дегтя.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал и блог в инстаграме . Я расскажу про жизнь на краю света на о.

Итуруп и интересные места из путешествий по России. А еще организую для вас незабываемый тур на остров.

Будет интересно, обещаю.Спасибо!К

Как живут на российских Курилах, о которых мечтает Япония (38 ФОТО)

Для увлеченных путешественников Курилы всегда были заветной мечтой, только вот добираться с каких-нибудь западных «окраин» слишком далеко и непомерно дорого. Если не живете постоянно в Сахалинской области, то будьте любезны отвалить как минимум вдвое больше за перелет из Южно-Сахалинска.

По ценам на декабрь-2018, что предлагает Skyscanner, один билет туда-обратно до Кунашира – без малого 30 тысяч, до Итурупа – 33 тысячи с лишним. Лететь-то при этом всего ничего – 1:10 – 1:20 в один конец.

maxpark.com https://img.anews.com/media/gallery/101478866/461089860.jpg Неудивительно, что большинство выбирают паром, который хоть и идет гораздо дольше (почти сутки), но все-таки намного более приемлем по цене.Впрочем, погода в регионе, особенно осенью и зимой, может задержать и воздушные, и морские рейсы на много часов и даже дней.

Так что при обычном рабочем графике не факт, что отпуска хватит, ведь одну неделю можно запросто потратить в ожидании.

Reuters https://img.anews.com/media/gallery/101478866/932412626.jpg До недавнего времени в Сахалинской области, включающей Курилы, еще и действовал строгий пограничный режим – без разрешения ФСБ даже до паромного трапа не пускали.

Только в декабре 2016-го его сняли с ряда территорий, чтобы подстегнуть развитие туризма.Пока, правда, кроме экстремалов (само собой, небедных), потока туристов нет и быть не может: мало того что дорого, так еще и нет условий для свободного передвижения по островам. Наземный транспорт практически не развит, дороги только недавно начали местами укатывать в асфальт.И даже если у вас есть «неубиваемый» японский внедорожник, пусть и старый (на таких ездят практически все местные), придется поучаствовать в не самом веселом квесте «найди бензин».

Сети заправок здесь попросту нет, жители покупают топливо у военных или предприятий на гособеспечении. Проще говоря, платят за ворованное.В ноябре 2017 года в Южно-Курильске открылась лишь вторая по счету АЗС

https://img.anews.com/media/gallery/101478866/545010998.jpg Как известно, Южные Курилы мечтает заполучить Япония, которая вот уже 70 лет не соглашается из-за этого на официальный мир с Россией.

Не поддерживая напрямую ни одну из сторон, иностранные СМИ все-таки намекают, что Россия ведет себя по принципу «сам не гам и другому не дам». То есть регион, который мог бы стать «жемчужиной», остается, по сути, «задворком», где немногочисленное население еле сводит концы с концами.Anews предлагает взглянуть на три спорных острова глазами жителей, а также репортеров и путешественников, которым довелось там побывать в последние годы.Власти рекламируют регион лозунгом: «Острова, на которых хочется жить!»

Andrey Kovalenko/Al Jazeera https://img.anews.com/media/gallery/101478866/635119111.jpg Крупнейший и самый дальний от Японии остров, на который она претендует, населяют 6,5 тысячи человек.

Местный административный центр Курильск – это единственный город, помимо него есть еще горстка жилых сел, а также россыпь пустых поселков, где число жителей постепенно сокращалось, пока совсем не исчезло в 1990-е.Впрочем, с «живыми» селами ситуация тоже не очень. Например, Горное, построенное в 80-е как военный городок, наполовину опустело и было разграблено в начале 90-х, а в 1994-м сильно пострадало от землетрясения. Люди там живут до сих пор, но на фото это место выглядит как город-призрак.Таким его в 2010-м блогер ДимПалыч, который жил в Горном в детстве

https://img.anews.com/media/gallery/101478866/222697412.jpg

https://img.anews.com/media/gallery/101478866/819683743.jpg

ДимПалыч / LiveJournal» data-label=»https://ovsiasha.livejournal.com/7610.html ДимПалыч / LiveJournal» data-width=»600″ data-height=»450″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» data-width=»600″ data-height=»450″ />Автор снимков тогда: «Горный сейчас – зрелище унылое: пустые дома, превращенные в свалки, трава в рост человека на бывших улочках, разруха и безысходность.

Сами жители Итурупа, когда мы только отправлялись в Горный, как один, предупреждали нас, там «как будто была ядерная война».

Очень правильное, к сожалению, сравнение».Спустя пять лет, в декабре 2015-го, в Горном побывал известный фотограф Олег Климов, который наделал черно-белых снимков еще более «апокалиптического» настроения. Его опубликовала Meduza.

Олег Климов https://img.anews.com/media/gallery/101478866/591939849.jpg Только летом 2018-го Горное с населением в 700 человек, давно списанное с баланса Минобороны, перешло в муниципальную собственность.

Однако село уже фактически не подлежит восстановлению – настолько все разрушилось и одряхлело. Так что власти решили в течение трех лет переселить всех в новые дома, которые построят возле другого, более благополучного поселка.Один из типичных домов Горного в 2018 году

sakhalin.info https://img.anews.com/media/gallery/101478866/26722453.jpg Остальные населенные пункты Итурупа администрация считает благоустроенными.

Но репортеры не соглашаются, называют Курилы и, в частности, Итуруп – «бедным и крайне изолированным регионом», а Курильск – «мрачным и даже зловещего вида поселком».

Andrey Kovalenko / Al Jazeera https://img.anews.com/media/gallery/101478866/138036463.jpg Хотя, многое, конечно, зависит от ракурса, сезона и погоды – если взглянуть на такое вот яркое и солнечное фото, то гнетущего впечатления не будет.

РИА Новости / Сергей Красноухов https://img.anews.com/media/gallery/101478866/679113601.jpg Другое дело – будничные реалии, которые от погоды не меняются: старые блочные дома барачного типа, грунтовые дороги, на которых летом жуткая пыль, а осенью непролазная грязь, отсутствие инфраструктуры и дикие цены на продукты при скромных зарплатах.Согласно федеральной программе развития Курил на 2016-2025 годы, в бюджете заложено более 70 млрд рублей, чтобы поднять транспорт, инфраструктуру и повысить уровень жизни. Но жители существенного прогресса не наблюдают, хотя, по их мнению, на эти деньги можно было уже новый город построить.В 2017 году фотограф и блогер Сергей Анашкевич показал свой о жизни в Курильске.

В этом городе живет четверть всего населения острова, здесь сконцентрирована вся деловая жизнь, и это самый благоустроенный и приличный населенный пункт, отмечает он.

Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-label=»Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />«Нет, здесь не все трэшово, и не сплошной ад, — пишет Сергей, — хотя и этого, конечно же, в достатке. Да, здесь действительно строят новое жилье и переселяют в него людей в порядке очереди, но. сами люди в личном общении часто негативно отзываются об этом процессе, сетуя, что дома слишком хлипки для сурового курильского климата».Вот где действительно «адский трэш и безнадега», так это в обычных жилых дворах, продолжает он.

Какие-то дряхлые руины деревянных домов, которые никто не убирает, брошенные сгнившие машины, сараи самого унылого вида, там и сям брошенное жилье.

Сергей Анашкевич / LiveJournal https://img.anews.com/media/gallery/101478866/919811495.jpg «Именно в этом трэше виновато отнюдь не государство. С другой стороны, условия жизни задает как раз государство.» — рассуждает блогер.

И добавляет, что очень многие пьют. А в местные немногочисленные кафе лучше не соваться, потому что нередко бывают мордобои.

Сергей Анашкевич / LiveJournal https://img.anews.com/media/gallery/101478866/653530687.jpg Итуруп богат ресурсами: от уникального месторождения очень редкого и дорогого металла рения на вулкане Кудрявый до ценной рыбы и морепродуктов.

На этом острове внедрены самые передовые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Но, как признаются журналистам местные жители, здесь процветает браконьерство, поскольку фактически только так можно обеспечить себе более-менее достойный доход.Кстати, красная икра местного производства в здешних магазинах стоит как в Москве – от 2000 рублей за кг. Рыба и вовсе может стоить в полтора раза дороже.На заводе по переработке кеты в поселке Китовый под Курильском

РИА Новости / Сергей Красноухов https://img.anews.com/media/gallery/101478866/930615130.jpg Как написал на одном форуме житель Сахалина: «Рыбу, которую мы добываем и обрабатываем на острове, сначала отправляют на материк, а уже оттуда наши поставщики и покупают ее для островитян.

Та же ситуация и с бензином, газом и т.д. Сначала все добытое на материк, а уже оттуда нам. Так что если хочешь рыбы, то ты идешь не в магазин, а на рынок, либо к знакомым, где и ценник намного ниже».На этот маленький остров южнее Итурупа «ехать нужно только «к кому-то» и «зачем-то», просто так, в никуда, не получится», посетившая его в июне 2018-го журналистка с Сахалина Елена Герцен.Все население Шикотана составляет 2,5 тысячи человек – это рыбаки, военные, бюджетники, и пенсионеры.

Живут они в двух поселках на весь остров – Малокурильском и Крабозаводском.

Старые и новые однотипные постройки по-современному выкрашены в веселенькие цвета, но на причале пассажиров встречает груда ржавого металлолома и ангар с крупной надписью «Слава партии».

https://img.anews.com/media/gallery/101478866/538277715.jpg

Елена Герцен / sakhalin.info https://img.anews.com/media/gallery/101478866/133254690.jpg Асфальтовых дорог на острове нет, так что летом жители глотают пыль, а в непогоду месят грязь.Путешественник из Эстонии Максим Старостин, тоже посетивший этот «край земли», показал в своем на Туристере, как выглядит главная улица Малокурильского: «Сразу видно, что большинство зданий здесь построено еще в советское время. А асфальта, похоже, не было никогда».

Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />Многомиллиардной федеральной программой поддержки Курил предусмотрено строительство нового жилья вместо старых трущобных бараков. Но, как сообщают СМИ Сахалинской области, никакого строительства не ведется, даже учитывая опасность нахождения аварийных домов в сейсмической зоне.Более того, местные чиновники, как оказалось, «по ошибке» даже не внесли эти дома в список аварийного жилья.

https://img.anews.com/media/gallery/101478866/104179184.jpg

Елена Герцен / sakhalin.info https://img.anews.com/media/gallery/101478866/491068607.jpg Как рассуждают на Курилах, «то, что здесь строит Москва – это политические действия».

Например, отгрохали на Шикотане просторную красивую школу – но, по словам местных, не нужна была такая, ведь учеников всего 128.Центр плохо себе представляет реальные нужды далекого региона, но командует программой и распоряжается, куда какие средства должны пойти. При этом все традиционно – деньги «осваиваются», а результат мизерный.Здесь практически нет кафе, есть кинотеатр, куда особо некому ходить.

Пытались сделать дискотеку, но тоже некому – молодежь в основном уезжает и не возвращается.А для тех, кто остался, единственная услада – отпуск, когда можно съездить на Сахалин. Правда, планировать поездку нужно сильно заранее, потому что билеты на теплоход в сезон раскупаются на месяц-два вперед.

Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />В 2011-м один из курильских журналистов сказал про Шикотан: «Там царит диктатура, там все определяет и решает хозяин рыбного предприятия.

Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске – другой хозяин. Вот между ними и идет конкуренция». Так ли это до сих пор, неизвестно.А про самих шикотанцев говорят, что они страшно горды тем, что живут именно там.

Гордость или нет, но вот факт: когда власти предложили жильцам аварийных домов переселиться в новые на Кунашире, они отказались.А этот остров настолько близок к Японии, что ночью некоторым прямо из дома видны огни Хоккайдо. Упомянутый выше курильский журналист охарактеризовал Кунашир как

«самый демократический, цивилизованный и прогрессивный»

.

Причем это мнение 7-летней давности, а судя по самым свежим отзывам путешественников, изменения на Кунашире действительно заметны.«Южно-Курильск (местные называют его Юка, с ударением на А) за последние два года очень даже преобразился. Начали строить новые дома, обшивать фасады старых, открыли кинотеатр и бассейн, на улицах и во дворах появился асфальт», — летом 2017-го пикабушник под ником kunashir.Фото с крыши его дома: через пролив – Япония

kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»800″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» data-width=»1200″ data-height=»800″ />Строительство новых сейсмоустойчивых домов

kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»900″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» data-width=»1200″ data-height=»900″ />Благоустройство территории (на фото: новенькая смотровая площадка с видом на бухту и вулкан Менделеева)

adminiuzhnokurilskii / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/369347946.jpg Kunashir сообщает, что «еще 5 лет назад на острове были исключительно грунтовые дороги отвратительного качества».

Сегодня повсеместно укладывают асфальт.

adminiuzhnokurilskii / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/194573740.jpg Он, впрочем, добавляет, что на его памяти дороги на острове делают постоянно.

«Причем один и тот же участок по несколько раз, и ремонтируют не потому, что этот участок пришел в негодность, а потому что нужно осваивать бюджет»

. Как будто бывает по-другому.

adminiuzhnokurilskii / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/909320673.jpg Сравните: одна из улиц Южно-Курильска, 2006 год

Reuters https://img.anews.com/media/gallery/101478866/59631688.jpg 2018 год: облагороженные придомовые территории

adminiuzhnokurilskii / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/519703096.jpg Хотя дикий, но притягательный колорит запустения в стиле «Сталкера» тоже присутствует

adminiuzhnokurilskii / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/615318104.jpg На Кунашире (и в целом на Южных Курилах) в ближайшее время обещают стабильный скоростной интернет – «оптика» по дну Охотского моря уже проложена, осталось завершить установку наземного оборудования.Ну а что касается магазинов, то, как обычно на островах, цены на продукты как минимум вдвое выше «материковых».

  1. нерка хол. копчения – 1500 р /кг (причем добывается здесь же)
  2. хлеб Бородинский (мини-кирпич) – 75 р
  3. десяток яиц – 120 р
  4. яблоки – 190 р / кг
  5. салями Микоян – 1400 р / кг

Сергей Анашкевич / LiveJournal » data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />А вот одежду и прочие промтовары проще заказать по интернету и через несколько месяцев дождаться доставки, чем найти что-то нужное и приличное на месте.Напоследок – несколько кадров из поселка Раусу на Хоккайдо – того самого, чьи ночные огни мигают жителям Кунашира.Вид на бухту Раусу; на горизонте – очертания Кунашира

shania_83 / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/302479491.jpg Раусу с моря

thetravellinglarrikin / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/808131205.jpg Рыбацкие постройки на пляже

Dmitry Gudkov / ourlifeunfolded.com » data-width=»1024″ data-height=»682″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» data-width=»1024″ data-height=»682″ />В местном кафе мордобоев не бывает.

83-летняя хозяйка сама заваривает чай и обслуживает посетителей.

Все столики бывают заняты местными стариками. По словам автора фото, англоязычного туриста, все очень дружелюбны и общительны.

https://img.anews.com/media/gallery/101478866/906803411.jpg

tanveerbadal / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/769541875.jpg Все в Инстаграме нахваливают еду в Раусу.

Основной рацион, конечно, морской.А это цены на крабов – от 5 до 9 тысяч иен (по-нашему от 3,8 до 5 тысяч рублей).

timosmastoris / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/94025817.jpg Только посмотрите на эти изумительные дороги

kakakakaka123211026 / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/456665415.jpg

jb23x_66 / Instagram https://img.anews.com/media/gallery/101478866/642163630.jpg На Курилах свои потрясающие ландшафты, грандиозная природа, от от которой захватывает дух. В этом смысле нечего и сравнивать. Но остается сожаление, что в России, в отличие от Японии, не спешат создать возможности, чтобы как можно больше людей приезжали любоваться ими.Смотрите также:

Как туристу добраться до Итурупа или Кунашира вовремя и без проблем.

Обзор вариантов транспорта и цен.

2 ноября 2021793 прочитали3 мин.1 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы793 прочитали до концаЭто 78% от открывших публикацию3 минуты — среднее время чтенияДальний Восток для жителя европейской части России действительно «дальний», а уж Курильские острова — настоящий край Света.

Хотя сейчас попасть в любую точку Земного шара не проблема, тонкости в поездках всегда есть.Начну с Москвы, как с наиболее частого пункта отправления. Прямых рейсов на Курильские острова нет, поэтому первый пункт прибытия — аэропорт «Южно-Сахалинск» на острове Сахалин . Рейсы по этому маршруту сейчас совершает только авиакомпания «Россия».

Из Москвы (Шереметьево) на Сахалин (Южно-Сахалинск , Хомутово) Boeing 777-300 в леопардовой ливрее домчит вас за восемь часов.Самолет комфортабельный, кормят два раза (вкусно), есть ТВ и Wi-Fi. Самый недорогой билет в ОДИН конец стоит 13 770 руб, но если брать билеты ТУДА — ОБРАТНО стоимость снижается до 11 475 руб (тариф плоский).В 2021 году в аэропорту «Южно-Сахалинск» стоял кордон и пройти через него можно было лишь предъявив трудовой договор, электронный пропуск и справку об отсутствии ковида. С 27 января 2021 года ВСЕ (!) справки и пропуска отменены.

Въезд свободен. Итак, в попали на Сахалин. Дальнейший путь, в зависимости от того куда вы хотите попасть, на Кунашир или на Итуруп, принципиально разный.Начну с Итурупа. С острова Сахалин на остров Итуруп можно попасть двумя способами: на теплоходе «Игорь Фархутдинов» и на самолете авиакомпании «Аврора».

Самый дешевый билет на теплоход -3581 руб.Отправляется он из порта «Корсаков» на Сахалине и прибывает в порт «Китовый» на Итурупе.

У теплохода два варианта пути и, в зависимости от расписания , он может идти до Итурупа либо 9 часов либо двое суток (расскажу об этом чуть позже). В случае шторма возможны серьезные задержки и незабываемые ощущения, если вас укачивает. Кроме того, в порту к вам подойдут пограничники с проверкой на наличие погран.

пропуска. В Курильске пропуск не нужен, а вот в Китовом — да.

Если вы заранее о пропуске не побеспокоились, то будет разбор полетов, штраф 500 руб.

и, только потом, вас отпустят на свободу.Поэтому, если вам нужно прибыть к конкретному сроку, РЕКОМЕНДУЮ брать билет на самолет. В Курильск ежедневно вылетает комфортабельный Bombardier. В некоторые дни есть и два рейса.

Проблем с билетами нет За 1 час 20 минут и сумму в 5950 руб (тариф плоский) вас доставят в новый аэропорт «Ясный». Свое название он полностью оправдывает. Задержки рейсов бывают крайне редко (не чаще, чем в Москве) .Аэропорт хоть и находится в 11 км от города Курильска, но в нем погран.

пропуск не требуют. Сотовая связь в аэропорту есть.

Такси до города стоит 500 руб.В случае с Кунаширом ситуации диаметрально противоположная. Аэропорт «Менделеево» (город Южно-Курильск) находится в таком месте, что туманы в нем каждый день или через день. А если не туман, так ветер. Время вылета и прилета самолета настолько непредсказуемо, что летом (это важно) «Игорь Фархутдинов» просто подарок судьбы!

Поэтому я РЕКОМЕНДУЮ брать билет на теплоход. Цена билетов до Южно-Курильска, как на корабль так и на самолет, идентична с Курильском. Билет покупается на ресурсе RFBUS.RU.

Только будьте внимательны с выбором. Путь у теплохода разный. В одни даты он идет по маршруту «Корсаков- Курильск (Итуруп)- Южно-Курильск(Кунашир) — Малокурильское (Шикотан) — Корсаков (Сахалин), а в другие — Корсаков-Южно-Курильск-Малокурильское-Курильск-Корсаков.

От этого и зависит ваше время в пути.Попав на Курильские острова, вы не пожалеете, что проделали долгий путь.

Курилы непередаваемо прекрасны!P.S. Вся информация «как есть» на данный момент. Если будут происходить изменения, я внесу в статью правки.Спасибо, что дочитали до конца.

Если вам понравились статья — поддержите автора лайком.Не забудьте подписаться на наш канал!Пишите комментарии к публикации, задавайте вопросы. Рада общению с Вами!.

Жизнь на Курилах. Кто виноват и что делать?

15 мая 201812 тыс.

прочитали5,5 мин.14 тыс. просмотра публикацииУникальные посетители страницы12 тыс.

прочитали до концаЭто 87% от открывших публикацию5,5 минут — среднее время чтенияКризисы у нас нет, в стране все прекрасно, а если что, вы там держитесь.И вообще, если где-то что-то плохо, то на самом деле все хорошо, просто нужно больше зарабатывать.

Просто лучше жить.Живете в заднице? Нужно жить не в заднице, никто в этом не виноват.Ну а то, что отдельные районы России представляют собой самую настоящую задницу для жизни . ну это уж извините, так получилось зато у нас самые крутые танки и в Москве все хорошо.К чему я это все?Просто побывал на Курилах — в этих потрясающе красивых местах, одновременно вызывающих восхищение природой и уныние от того, как здесь живется людям.

Райской их жизнь совсем не назвать.Смотрите сами.Остров Итуруп — самый крупный и самый населенный на всей Курильской гряды: здесь постоянно проживают около 6 тысяч человек, стоят части МО, несколько предприятий занимаются рыбным промыслом и инфраструктурными проектами. До Японии от Итурупа намного ближе, чем до России. Учитывая отдаленность от ближайшего аэропорта на Сахалине и важность авиасообщения для снабжения острова и естественной миграции людей, здесь даже построили новый аэропорт — Ясный.

Именно с него и начинается знакомство с островом любого нового человека на Итурупе. И с первых минут даже кажется, что, несмотря на отдаленность и некоторую изолированность от материка (до недавнего времени), здесь все достаточно неплохо. Но в этот момент к аэропорту подъезжает маршрутка и .

ты понимаешь, что не стоит делать таких однозначных выводов — еще многое предстоит увидеть. На самом деле, в маршрутке на базе Урала нет ничего ужасного или плохого, но она на многое намекает: на суровость края, на непритязательность жителей.Самый большой населенный пункт Итурупа — город Курильск.

Здесь живет четверть всего населения острова и сконцентрирована вся деловая жизнь, если можно так сказать. И это самый благоустроенный и приличный поселок.Нет, здесь не все трешово, и не сплошной ад, хотя и этого, конечно же, в достатке.

Многие сейчас, глядя на это фото со старыми деревянными двухэтажными домами, скажут: ты покажи новые дома, которые строят для жителей, которых переселяют из аварийного и старого жилья, ведь там красивые аккуратные домики.

Да, здесь действительно строят новое жилье и переселяют в него людей в порядке очереди, но . сами люди в личном общении часто негативно отзываются об этом процессе, сетуя, что дома слишком хлипки для сурового курильского климата. И в отличие от «аварийных», но много лет стоящих домов, из которых эти люди согласились выселиться, новое жилье очень быстро придет в состояние реальной аварийности.В общем, многие ни в какую не хотят выселяться из своих старых построек, продолжая держаться за свое, более надежное, по их мнению, жилье.Продуктовый магазин в Курильске.

Забудьте о сетевых супермаркетах и торговых центрах.

В этих краях весь шоппинг только вот в таких Соната-Плюсах и Натальях. Тему цен на Курилах и сложностей с доставкой продуктов я уже затрагивал, поэтому повторяться не буду. Кому интересно, можете почитать здесь.Парикмахерская.А теперь обычные улицы и обычные жилые дворы.

Чего там только не встретить! Вот где действительно адский треш и безнадега.

Но именно в этом треше виновато отнюдь не государство. С другой стороны, условия жизни задает как раз государство.Чуть ли не в каждом дворе можно увидеть брошенную машину или то, что от нее осталось. Жигули здесь и вовсе раритет!Основная масса машин на острове из Японии.

Хотя они тоже в какой-то момент не выдерживают сурового климата и их бросаютЧеловек с фотоаппаратом, выбивающийся внешним видом из привычного образа живущих здесь людей вызывает повышенное внимание. Хотя, думаю, любой чужак вызывает здесь повышенное вниманиеНо какие же красивые виды!Дом развалился.

Следов пожара нет, так что именно развалился.Утепление фасадов по-итурупскиКладовкиМногие, очень многие пьют.

В одно из нескольких местных кафе лучше не соваться, особенно после зарплаты.

Нередки массовые мордобои.Обычный дворОбычный пейзаж перед окнамиХватает и брошенного жилья. Кто может, старается уехать с острова поближе к цивилизацииКому-то повезло недавно здесь родиться.Берег залива.

Какого хлама здесь только не встретишь!Я не могу найти объяснения этому натюрмортуУ кого-то на берегу была баня. Сгорела.И . неожиданность поездки!

Модный общественный туалет посреди всей этой «красоты». Он точно здесь нужен в этих условиях? Как долго он будет в таком состоянии?Судя по всему, это машина самого крутого товарища на Итурупе.

Я попытался уточнить у местных, кто ездить на этом Гелике, они «не знают».

Интересно, кстати, как здесь устроена система исполнения наказаний. Ведь тюрьмы и ИВС на острове нет.

Разве что обезьянник в местном полицейском участкеА вообще, на Курилах красиво!И несмотря на серость, холод, промозглость и повсеместное уныние в жизненной среде, здесь живут люди, рожают детей и пытаются «держаться», как предлагает им и многим другим один многоуважаемый товарищ.В общем, не все так плохо.

Обсуждения
Громкая музыка днем у соседей что делать

Оглавление:Что делать, если соседи шумят днемЧто делать, если...

Комментариев  0
Як відновити сторінку вконтакті

Оглавление:Восстановление страницы ВКонтакте после взлома,...

Комментариев  0
Куда подавать на алименты если прописана в пензенской области

Оглавление:Алименты как взыскать в селе Бессоновка в 2021 годуКак...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top